Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Хороводы и гуслетерапия на...

Хороводы и гуслетерапия на...

Продолжаем знакомить читателей с программой фестиваля «Красная собака», который...
03.06.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, который завершился на днях в Самарском театре оперы и балета, был четырнадцатым по счету. В год 95-летия со дня рождения Аллы Шелест фестивалю исполнилось 20 лет.

Куйбышев воздал должное
Народную артистку РСФСР Аллу Шелест почитают сегодня одной из великих балерин XX века. Она ушла из жизни на его излете, буквально накануне своего восьмидесятилетия. Так уж вышло: ни Ленинград - Санкт-Петербург, где Шелест прожила большую часть своей жизни, ни Кировский - Мариинский театр, с которым была связана вся ее сценическая карьера, по существу так и не воздали ей должное. Это сумели сделать в нашем городе.
Впервые Шелест побывала в Куйбышеве в 1966 году. По приглашению Даниловой она поставила «Дон Кихота». А в 1970-1973 годы по приглашению тогдашнего заместителя начальника областного управления культуры Светланы Хумарьян Шелест была главным балетмейстером куйбышевского театра, осуществив совместно с Рафаилом Вагабовым постановки балетов «Лебединое озеро», «Семь красавиц», «Тщетная предосторожность» и «Жизель».
Через много лет, весной 1994 года, в Санкт-Петербурге Алла Яковлевна сказала автору этих строк не утратившие и сегодня своей актуальности слова: «В Куйбышеве я проработала три года. Работали мы много, честно - тем и запали эти годы в душу. И был результат - это главное. Очень приятно, что меня вспоминают добрым словом, ведь с тех пор прошло уже больше двадцати лет. У самарского балета богатая история. Конечно, в его адрес можно высказать много пожеланий. И главное - чтобы люди были академичнее, профессиональнее, ещё более ответственно относились к делу». Лучше, пожалуй, не скажешь.

Фестивальная ретроспектива
Заслуженный работник культуры России Светлана Хумарьян стала инициатором проведения в Самаре шелестовского фестиваля классического балета. Начало было положено посвященным 75-летию балерины вечером «В честь Аллы Шелест», которым в 1994 году завершился традиционно проходивший на сцене оперного театра осенний фестиваль искусств.
Алла Яковлевна присутствовала на этом вечере, а также на фестивалях 1995 и 1997 годов. А спустя два года - в марте 1999 года в Самаре состоялся вечер памяти Шелест, незадолго до этого ушедшей из жизни. В последующие годы - вплоть до 2005 года - на каждом из фестивалей делался акцент на одной из граней творческой личности Шелест. Так, в 2002 году фестиваль был посвящен «белому» - романтическому балету, в 2003 году - профилям современного танца. В 2004 году фестиваль прошел под девизом «Душа танца» - Алла Шелест была обладательницей этого приза в номинации «Мэтр танца», а на фестивале 2005 года бал правил драмбалет.
В связи с реконструкцией оперного театра в 2006 году фестиваль прошел в телевизионном формате, а с 2011 года, когда театр возвратился в свой обновленный стационар, фестиваль стал проводиться ежегодно.
На фестивале 2011 года был сделан акцент на хореографические шедевры, что расширило его диапазон за счет включения в афишу, наряду со спектаклями классического наследия, сочинений выдающихся хореографов ХХ столетия. Они составили значительную часть номеров заключительного гала-концерта.
На фестивале 2012 года в центре внимания оказалось разнообразие хореографических и исполнительских интерпретаций в постановках классических и современных отечественных балетов. А на фестивале 2013 года - поэтические, инфернальные мотивы, почти непременно присутствующие в сюжетах классических балетов и придающие им особую романтическую возвышенность.
За прошедшие годы в фестивальных спектаклях на самарской сцене выступили десятки прославленных мастеров и талантливых молодых артистов, занимающих сегодня ведущее положение на лучших театральных подмостках.
В 2003 году за сохранение традиций петербургской школы классического балета и вклад в мировую хореографию фестиваль «В честь Аллы Шелест» был награжден почетным орденом «Екатерина Великая». В 2011 году фестиваль стал членом Европейской ассоциации фестивалей.

Высокая планка
Как бы ни формулировались концепции прошлых шелестовских фестивалей, в их афишах неизменно присутствовали представляющие различные хореографические стили балетные спектакли текущего репертуара, расцвеченные приглашенными солистами из ведущих отечественных балетных трупп. И хотя на нынешнем фестивале внешне все обстояло точно так же, в предложенном Светланой Хумарьян названии фестиваля – Credo - был зашифрован некий глубинный смысл, отсылающий не столько к стилистике спектаклей, сколько к тому, что составляет таинство исполнительства и возносит его до подлинных высот. В балетном искусстве это не только отточенная техника и умение безукоризненно выполнять головокружительные виртуозные пассажи и трюки, что является само собой разумеющимся, но еще и одухотворенность танца, которая определяется интеллектом, богатством внутреннего мира, иными словами, личностью исполнителя.
Именно так незадолго до ухода из жизни определила свое «трудное credo» Алла Шелест. Для нее в артисте важнее всего была «Личность, не заслоненная профессиональным мусором, отсутствием культуры духа, личность в идеально чисто исполненной хореографии».
Итак, планка нынешнего фестиваля была высокой. Его участникам предстояло по существу пройти испытание на соответствие «трудному credo» великой балерины или по крайней мере доказать свое стремление к достижению этого идеала.

Взрывной «Корсар», лиричная «Анюта», чарующая «Баядерка»
В фестивальной афише было два гала-концерта – открытия и закрытия фестиваля и три балетные спектакля: недавняя премьера театра – романтичный, взрывной и моторный «Корсар» Адольфа Адана в постановке санкт-петербургского хореографа Василия Медведева, лирико-драматичная хореодрама «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина - авторская постановка Владимира Васильева 2011 года и неизменно присутствующая на фестивалях последних лет чарующая «Баядерка» Людвига Минкуса, поставленная в 2012 году Габриэлой Комлевой (Санкт-Петербург). О премьерах этих спектаклей мы подробно рассказывали нашим читателям.
Фестивальный «Корсар» был без гастролеров. Спектакль, прошедший до этого всего несколько раз, еще не утратил своего премьерного шика и внутреннего нерва. В нем удачно выступили, продемонстрировав бравурную технику и эмоциональность ведущие солисты труппы Екатерина Первушина – победительная и наивно кокетливая Медора, Кирилл Софронов - мужественный Конрад, Ксения Овчинникова – эмоциональная и страстная  Гюльнара и Виктор Мулыгин – томный Али.
«Анюта» - предельно искренний, игровой спектакль, требующий от исполнителей особого душевного настроя и психологической глубины воплощения характеров персонажей. Ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова в заглавной партии показала, прежде всего, крепкую профессиональную подготовку, однако ей подчас не доставало то душевной теплоты и искренности, то драматизма. Наша Екатерина Первушина в этой партии ничуть не хуже.
Коллегу Кретовой по труппе Андрея Меркурьева уже довелось видеть в нашем спектакле в партии Студента. Артист и на сей раз предложил вполне корректную, но лишенную ярких эмоциональных взлетов трактовку образа влюбленного юноши. Наибольшие претензии - к Алексею Савину, исполнителю острохарактерной, почти гротесковой роли богатого чиновника Модеста Алексеевича. Артисту не удалось создать психологически убедительный образ. Тщательное, наподобие марионетки воспроизведение редкостной по колориту и остроте пластики, которой хореограф наделил этого персонажа, для исполнителя так и осталась самоцелью. Гораздо более убедительны актерские работы Владимира Шачнева -  Петр Леонтьевич и Михаила Зиновьева – Артынов.
В «Баядерке» единственным гостем был премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Как и на прошлом фестивале его мужественный, неотразимо обаятельный, исполненный искренних переживаний воин Солор был в центре внимания на протяжении всего спектакля. Особенно большое впечатление произвела на этот раз заключительная инфернальная сцена теней, в которой благородный, чувственный, страдающий Шкляров - Солор был безукоризненным партнером Ксении Овчинниковой – Никии.

Гала – проверка «на прочность»
Особое место в фестивальной афише занимали две концертные программы. Именно в них приняло участие наибольшее число именитых гостей, а отдельные номера были призваны продемонстрировать обширную панораму стилей классической и современной хореографии.
Впрочем, первые отделения концертов были отданы полноценным балетным актам. Это роскошные по изначальному хореографическому замыслу «Свадьба Авроры» из «Спящей красавицы» и «Бал» из «Лебединого озера» Петра Чайковского.
Подлинными героями концертов стали неоднократно принимавшие участие в шелестовских фестивалях и ставшие любимцами самарской публики выдающиеся солисты Большого театра Ольга Смирнова и Семен Чудин.  Эти артисты в наибольшей степени отвечают исполнительскому идеалу, который Алла Шелест определила, формулируя свое творческое credo. Им обоим свойственны безупречная техника, утонченность и изящество танцевальной манеры, высочайшая исполнительская культура и абсолютная стилевая точность. Эти качества были продемонстрированы Смирновой в партии Авроры и Чудиным в партии Дезире и в исполненном ими с завораживающей грацией элегантном и стильном па-де-де из балета Даниэля Обера «Марко Спада», хореография Пьера Лакота. 
К сожалению, акт «Свадьба Авроры» - апофеоз балетной феерии, не порадовал праздничностью атмосферы. Самарский кордебалет выглядел недостаточно собранным, а в танцах солистов порой  преобладала откровенная стилевая эклектика.
В концертах удачно выступили солисты Марийского оперного театра Ольга Челпанова и Константин Коротков, исполнившие эффектное классическое па-де-де из балета Рикардо Дриго  «Талисман» и дуэт из «Эсмеральды» Цезаря Пуни, и солисты Пермского оперного театра Евгения Четверикова и Александр Таранов, впервые представившие в Самаре шедевр Джорджа Баланчина - искрометную «Тарантеллу».
Украшением программы второго концерта стали Семен Чудин и солистка Большого театра Марианна Рыжкина в па-де-де из балета Хермана Левенскольда «Сильфида» в новой хореографии Йохана Коборга. А также блистательная пара из санкт-петербургского Михайловского театра - безупречный романтический танцовщик Марат Шемиунов и изысканно грациозная Ирина Перрен, исполнившие дуэт Антония и Клеопатры из одноименного балета Эдуарда Лазарева в непревзойденной до наших дней хореографии Игоря Чернышева.
Достойно сожаления то, что по разным причинам в концертах не были исполнены не получившие адекватной замены номера современных хореографов Джона Крэнко, Начо Дуато и Юрия Смекалова.
В целом успешный нынешний фестиваль все же стал свидетельством того, что credo великой балерины, имя которой он носит, увы, многим исполнителям не «по зубам» и актерские индивидуальности по-прежнему в дефиците.

Валерий ИВАНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца