Фактура

Меркушкин, вернись!

Меркушкин, вернись!

Этой авторской колонкой я хочу начать серию материалов, посвящённых итогам работы Дмитрия Азарова на посту губернатора Самарской области. Если помните, в сентябре 2017 года в Самарской области развернулась бурная дискуссия. Дескать,...
06.06.2020

Культура

Лови момент: старт фотокон...

Лови момент: старт фотокон...

Эта информация будет полезна всем, кто на профессиональном, или любительском уро...
20.09.2020

Город ZERO

Банит за правду...

Банит за правду...

25 сентября исполняется три года с того момента, как глава государства Владимир Путин назначил Дмитрия Азарова временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области.
13.09.2020
Мы в социальных сетях:

На днях известный самарский живописец и монументалист Рудольф Баранов удостоился высокой чести быть избранным почетным академиком Российской академии художеств. Российская академия художеств основана в Санкт-Петербурге в 1757 году по инициативе Михаила Ломоносова и известного просветителя того времени Ивана Шувалова. В 1764 году она получила статус Императорской. В 1918 году Императорская академия художеств была распущена. В 1947 году в Москве открыта ставшая ее правопреемником Академия художеств СССР, которая в 1992 году преобразована в Российскую академию художеств.


Членами Российской академии художеств являются действительные члены (академики), члены-корреспонденты и почетные члены (почетные академики), а также иностранные члены. Члены Российской академии художеств избираются ее общим собранием. Членство в Академии является пожизненным. Почетными академиками Российской академии художеств могут быть избраны выдающиеся деятели зарубежной и российской культуры и искусства, а также лица, которые своей деятельностью вносят значительный вклад в развитие Академии и российской культуры в целом.
Рудольф Баранов оказался в завидной компании мэтров, в числе которых его коллеги художники Хаджи-Мурат Алиханов (Москва) и Гурам Доленджашвили (Грузия), писатели Владимир Войнович и Даниил Гранин, режиссер Юрий Любимов, альтист и дирижер Юрий Башмет, музыковед Святослав Бэлза, балетмейстер Юрий Григорович, ректор Московского университета Виктор Садовничий, кинорежиссер Никита Михалков.


Творческие ипостаси
С Рудольфом Барановым мы знакомы с середины 1990-х годов. Нередко доводится бывать в его мастерской с собранными в ней свидетельствами его трудов: самыми дорогими для него картинами – портретами, пейзажами, масштабными многофигурными полотнами разных лет. В самом ее центре расположен мольберт, внушительных размеров палитра с множеством раздавленных тюбиков с краской и кистями – работа над новыми картинами не прерывается ни на один день.


В творчестве Баранова большое место занимает тема семьи, добрых человеческих отношений. Из этой серии - «Ангел-хранитель», на которой изображен внук художника Никита, «Портрет жены. Маргарита». У него немало картин на библейские сюжеты. В их числе полотна «В Гефсиманском саду» с центральной фигурой Иисуса, 2001 год, «Триумф православия», 2008 год. Баранов прекрасный портретист. Он любит писать дорогих для него людей. В их числе известный кукольник народный артист России Роман Ренц, народный артист СССР Николай Михеев.


В разные годы художник отдавал должное тому, что именовалось трудовыми буднями, писал молодых крановщиц, рабочих. Монументальностью и строгостью ликов отличается его триптих, посвященный 60-летию Победы, на боковых полотнах которого полководцы Александр Невский и Федор Ушаков, а в центре - Кирилл и Мефодий. Отрешенностью от мирской суеты веет от картины с бредущим по густому лесу Серафимом Саровским. Былинные мотивы в картине «Псковско-Печерский монастырь», виды южных городов дарят ощущение житейского умиротворения. Особая атмосфера и колорит благодатных мест – в работах, сделанных в Италии и Франции, где довелось побывать Баранову.


Особенно любимы художником волжские пейзажи, в которых то особая лиричность и умиротворенность, а то и возвышенная символика. Таковы, например, картины «Винновка. Икона и храм Казанской Божьей матери», «Монастырь строится. Винновка». Вообще, расположенная в Жигулях небольшая деревенька Винновка, где у художника мастерская, обретает в его работах некую особую одухотворенность. В иных пейзажах, например, в «Вулкане Тятя», есть что-то от Рериха, в других, как в картине «Волга. Облака. Отражение» - от Рылова. Уютом и теплотой дышат простые, незатейливые натюрморты. Есть у художника и графические работы, на которых отличающиеся глубиной психологической проработки портреты и таких известных людей, как Альваро Сикейрос, и юношеские лики, и образы рабочих.


Рудольф Баранов - маститый, разносторонний художник, не скованный какой-либо одной живописной манерой, человек, достигший житейской мудрости и стремящийся отразить в своем творчестве исконные философские категории. Его творчество нашло широкое признание. И свидетельством этого стало недавнее избрание мастера Почетным академиком Российской академии художеств.
Вот несколько откровений мастера о своей жизни и творчестве, из которых следует, что он и не думает почивать на лаврах.


Дедово напутствие
«Любовь к рисованию пересилила во мне все остальные привязанности и мечты. Рисовал я с детского сада. Вспоминаю такой эпизод. Одну зиму я жил у деда. Однажды, сидя на печке, - совсем как на известной картине «Ставка Кутузова в Филях» - наблюдал, как дед за столом в компании дружков потрясал газетой с объявлением о приеме в Московскую художественную школу при Суриковском училище и говорил, что обязательно отдаст меня в эту школу. Туда принимали как раз с четвертого класса. С тех пор слово «Суриковский» запало мне в душу и постоянно ассоциировалось с прекрасной музыкой. И поступление в Суриковский институт стало одним из самых дорогих событий всей моей жизни. Но это произошло позже, на третьем году службы в армии, сделав меня самым счастливым человеком на земле. А до этого было Палехское училище.
После окончания института у меня был выбор: Томск, Тюмень или Омск, где в течение трех лет обещали квартиру. Но я выбрал Самару - тогда еще Куйбышев: отсюда родом моя жена Маргарита Николаевна. Самара стала для меня родным городом. Полюбил Волгу, на которой живу, где родились мои сыновья. И пусть сам я владимирский мужик, но ведь именно оттуда пошла старинная российская живописная традиция. И Рублев оттуда».


Зачем нужны звания
«Заслуженного художника России я получил в возрасте 63 лет. Конечно, поздновато. Мой педагог по Суриковскому училищу Дмитрий Жилинский как-то сказал, что если художник работает в мастерской, находясь наедине со своими произведениями, никакие звания ему не нужны, но если ему приходится «идти по жизни», звание все-таки может пригодиться: легче открывать двери официальных кабинетов. А мне это приходилось делать нередко: более семнадцати лет - в два «захода» - я был председателем областной организации Союза художников, у которой и сегодня много проблем.


Я не политик, не экономист и не философ. Не берусь судить высшие власти. Но я художник, а это тоже немало: как-никак тоже «инженер человеческих душ». Сегодня, увы, от нас мало что зависит. На первый план выходит материальная выгода. Наши художники могут потерять свои мастерские, которые прежняя власть построила, чтобы их обладатели в конечном счете прославляли своим трудом город, регион, страну. В 1992 году распоряжением тогдашнего мэра Самары Сысуева мастерские были переданы в безарендное пользование художникам на 20 лет. Этот срок истек несколько лет назад. Сейчас таких щедрых подарков мастерам не делают. Со мной заключили договор на один год. Здесь в мастерской «прописаны» также два моих сына-художника Максим и Андрей. У старшего сына Павла своя мастерская. Все они - члены союза. Если захотят, мастерские у всех художников отнимут. Но, потеряв мастерские, мы можем потерять наш творческий союз. Дай-то бог, чтобы этого не случилось. В статусе почетного академика я готов идти во все инстанции и бороться, чтобы добиться стабильности хотя бы на пять лет.
И еще проблема. В Самаре нет выставочного зала. В свое время, когда на градостроительном совете бывший губернатор Константин Титов сказал, что самарские художники «просят зал», я взял слово и возразил: зал нужен не художникам, а городу, области, подрастающему поколению, а художники только наполнят его духовностью. Зал мог бы стать местом единения художников разных вероисповеданий, людей разных национальностей, способствовал бы укреплению нашего общества, его духовности, росту промышленности, сельского хозяйства, культуры. И это не только мое мнение».


Гений и среда обитания
«Изобразительное искусство - вершина пирамиды искусства. Уже в возрасте трех-пяти лет дети играют на разных музыкальных инструментах, прекрасно играют в шахматы. Мне довелось видеть шестилетнего мальчика, который дирижирует оркестром. Но ребенок никогда не напишет станковую картину. Для этого нужно получить соответствующее образование, накопить опыт. Жизнь и творчество связаны между собой теснейшим образом. 


В нашей жизни все перемешано: хорошее и плохое, радостное и трагическое. И в окружающей нас природе солнце светит не всегда. А мы часть этой природы, хоть и являемся вершиной божьего творения. Чтобы по-настоящему овладеть реалистической манерой живописи, нужно много учиться. Способность творить, талант рождаются вместе с человеком. Все это можно оттачивать  годами, а можно и загубить: не будешь лелеять свой талант, и он непременно зачахнет. И еще. Важна среда обитания. Убежден, что в Большой Глушице или в Похвистневе может родиться, но никогда не сформируется подлинный гений».


Век художника недолог
 «К своему финалу бытия хочу использовать накопленные за годы жизни знания, умение и мастерство. У меня был момент, когда меня здорово прихватило, и я задумался, что же успел сделать, что оставлю после себя. Исторически художники живут не так долго. Они сильно эмоционально расходуются, и это сокращает их век. Это не просто сидение на завалинке. А если ежедневно сгораешь, это не проходит бесследно.
Уже четверть века я прихожанин Петропавловского храма. Сейчас меня интересует церковная литература: Серафим Саровский, Александр Свирский, Иоанн Кронштадский. Это несколько иная жизненная позиция – из немного беспутного земного художника превращаюсь в более степенного, знающего что сказать. Ну а что получится, покажет время. Один мудрец сказал, что умные люди никогда не судят современное искусство, потому что его может рассудить только время, воздав должное тому или иному мастеру».

Справка

Баранов Рудольф Николаевич родился в 1942 году в деревне Хвосцово Владимирской области. В 1964 году окончил Палехское художественное училище лаковой миниатюры имени М.Горького, в 1971 году - факультет монументальной живописи Московского художественного института имени В.Сурикова. Художник-монументалист, живописец. Работает в жанре тематической картины, портрета и пейзажа. Принимал участие во многих региональных, всесоюзных и всероссийских художественных выставках. В Самаре прошло несколько его персональных выставок. С 1976 года - член Союза художников России. В 1981 - 1985 и в 1998 – 2009 годы - председатель правления Самарской региональной организации союза. В 1983 - 2008 годы преподавал в Самарском художественном училище имени К.Петрова-Водкина, в 2006 - 2011 годы - в Самарском архитектурно-строительном университете. Заслуженный художник Российской Федерации (2005 год). За заслуги в области изобразительного искусства в 2005 году награжден серебряной, а в 2011 году золотой медалями Российской академии художеств. В 2014 году избран Почетным академиком Российской академии художеств.

 

Валерий ИВАНОВ
Фото из архива автора








 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца