Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Хороводы и гуслетерапия на...

Хороводы и гуслетерапия на...

Продолжаем знакомить читателей с программой фестиваля «Красная собака», который...
03.06.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Историческая веха
В книжке «Возрожденный «Олимп», написанной к 50-летию Самарской филармонии, ее автор - старейший музыковед Ева Цветова, являвшаяся в течение нескольких десятилетий неизменным эталонным ведущим концертных программ, ярко описала памятную страницу истории нашего города, связанную с открытием филармонии: «К 1940 году в Куйбышеве работали пять театров: оперный, музкомедии, драматический, театр рабочей молодежи - ТРАМ и театр юного зрителя. На этом фоне стала особенно нетерпимой неразбериха в организации концертной жизни. Бразды правления находились в руках облгастрольбюро. Дела этой организации, располагавшейся в одной единственной комнате, шли из рук вон плохо. Не было помещений для репетиций, своего концертного зала. В штате не было художественного руководителя, никто толком не занимался гастролерами, объявляемые концерты срывались. Между тем приближалось столетие со дня рождения Чайковского. К этой дате готовилась вся страна, и именно с достойным проведением этого юбилея музыкальная общественность связывала необходимость создания в городе филармонии. И вот 5 апреля Куйбышевский облисполком принимает долгожданное решение…».

День за днем
В истории Самарской филармонии немало ярких событий, с ней связаны десятки имен самых выдающихся, завоевавших мировое признание музыкантов-исполнителей и коллективов. Самарская филармония давно почитается одной из лучших концертных организаций страны, а по итогам 1999 года она стала победителем конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных учреждений культуры в номинации «Филармония года».

На страницах нашей газеты мы регулярно рассказываем о творческих коллективах филармонии. В их числе академический симфонический оркестр, художественным руководителем и главным дирижером которого является народный артист России Михаил Щербаков, камерный оркестр Volga Philharmonic, ансамбль русских народных инструментов под руководством заслуженного артиста России Рамиля Батыршина.
С установкой в феврале 2001 года в зале филармонии органа немецкой фирмы «Рудольф фон Беккерат», хозяйкой которого стала заслуженная артистка России Людмила Камелина, музыкальная жизнь города обрела новые краски, стала  значительно разнообразнее и богаче. Самарский орган - один из крупнейших в стране светских концертных инструментов.

От кого-то из артистов ОЛиМПа - отдела литературных и музыкальных программ филармонии, которым руководит режиссер заслуженный артист России Сергей Куранов, довелось услышать, что все они подобно червякам подготавливают почву, на которой затем произрастает интерес к филармоническому искусству. Программы ОЛиМПа дают зрители представление о различных жанрах, стилях и направлениях музыкального искусства.
Сегодня мне хочется перелистать ставшие наиболее памятными лично для меня - любителя музыки и горячего поклонника филармонии - страницы ее биографии, вспомнить концерты уникальных артистов, которые выступали на ее подмостках. Со многими из них посчастливилось беседовать по роду моей журналистской деятельности. Таких событий и имен в копилке моей памяти начиная с 1956 года сохранилось немало. Вот некоторые из них.

Памятный конкурс
Те, кому посчастливилось регулярно посещать филармонию в годы директорства Марка Блюмина, в полной мере могли оценить масштаб личности, широту натуры и организаторский талант этого человека. Благодаря Блюмину в наш город приезжали самые знаменитые отечественные музыканты и коллективы ХХ века, ведущие исполнительские.

Блюмин был инициатором исполнения в Куйбышеве новых  сочинений, проведения музыкальных фестивалей и конкурсов. В этой связи вспоминаю прошедший в 1967 году в Куйбышевской филармонии конкурс на лучшее исполнение произведений советских композиторов. К участию в нем впервые были допущены не только артисты-профессионалы, но и любители. Памятным для меня является полученный на этом конкурсе диплом с собственноручными подписями членов жюри, в числе которых были тогдашний директор Куйбышевского музыкального училища Дмитрий Шаталов, имя которого училище носит сегодня, корифей театра драмы народный артист России Георгий Шебуев, тогдашний главный дирижер оперного театра Иосиф Айзикович и председатель жюри, которым являлся Марк Блюмин.

Неутомимый энтузиаст
С 1959 по 1965 год филармонический оркестр возглавлял Соломон Фельдман, являвшийся затем вплоть до 1974 года его очередным дирижером. Под управлением Фельдмана в нашем городе впервые были исполнены такие сочинения, как «Реквием» Брамса, кантата «Весна» Рахманинова, «Патетическая оратория» Свиридова, произведения Листа, Малера, Брукнера, Рихарда Штрауса, Прокофьева, Шостаковича.

Фельдман был еще и неутомимым организатором. По его инициативе начиная с 1963 года в Куйбышеве в течение нескольких десятилетий проходили Ленинские музыкальные фестивали, каждый из которых становился событием в культурной жизни не только нашего города, но и страны. Оркестр Куйбышевской филармонии под управлением Фельдмана не раз принимал участие в музыкальных фестивалях на родине П.Чайковского в Воткинске.

Не все знают, что именно Соломону Фельдману наш город обязан тем, что в Струковском саду над Волгой появился прекрасный, построенный по европейским стандартам летний театр. Маэстро потратил немало сил, чтобы раздобыть техническую документацию на это сооружение не откуда-нибудь, а из прибалтийского курорта Юрмалы. Благодаря появлению этого театра в 1970-е годы в Куйбышеве возродилась давняя традиция бесплатных летних концертов. В 1970-е - 1980-е годы на этой уникальной концертной площадке, к сожалению, находящейся ныне в плачевном состоянии, выступали дирижеры Геннадий Проваторов, Юрий Симонов и Вероника Дударова, пианисты Дмитрий Башкиров и Наум Штаркман.

Триумфатор первого «Чайковского»
Шла весна 1958 года. Только что в Москве завершился самый первый Международный конкурс имени Чайковского. Куйбышевцы оказались среди счастливцев, которые первыми принимали у себя его лауреатов, совершавших гастрольное турне по стране. Именно тогда мне впервые довелось услышать пианиста Наума Штаркмана. Имя молодого музыканта в то время уже было известно. После окончания Московской консерватории он завоевал звание лауреата двух крупнейших международных соревнований пианистов: имени Шопена  в Варшаве и конкурса в Лиссабоне. К этим наградам добавилась бронзовая медаль Конкурса  имени Чайковского.

Первый концерт Штаркмама в Куйбышеве прошел с огромным успехом и положил начало дружбы музыканта с нашим городом. С тех давних пор Штаркман неоднократно гастролировал в нашем городе. Он регулярно участвовал в традиционных весенних музыкальных фестивалях, играл с симфоническим оркестром филармонии, выступал с сольными программами, в составе инструментального ансамбля и даже в качестве пианиста-аккомпаниатора.

Через много лет я задал Штаркману вопрос, помнит ли он свой первый концерт в нашем городе, в помещении старого «Олимпа». Вот что прозвучало в ответ: «Конечно. Первый конкурс Чайковского находился в центре внимании всей страны. О нем писали буквально все газеты, наши портреты были на первых полосах. Мы тогда стали очень популярны. Главное, что врезалось в память о поездке в Куйбышев, - конная милиция, оцепившая филармонию. Я никак не мог преодолеть этот заслон, чтобы добраться до сцены - так много было желающих попасть на концерт».

В пятерке лучших оркестров
В течение десятилетия - с 1971 по 1981 год - художественным руководителем и главным дирижером филармонического оркестра являлся выдающийся маэстро Геннадий Проваторов, личность которого в те годы во многом определяла тонус музыкальной жизни Куйбышева. Приехав в наш тогда еще закрытый провинциальный город маститым, известным музыкантом, Проваторов решился на исполнение сложнейших симфонических циклов Брукнера, Малера, Скрябина, Рахманинова, Стравинского. При Проваторове в Куйбышеве прошли авторские концерты практически всех ведущих советских композиторов.
Вот что довелось услышать через годы из уст маэстро: «В том, что я оказался в Куйбышеве, есть элемент фатальной случайности. В то время меня прочили в главные дирижеры свердловского оркестра. Но, как видно, не судьба.

И знаете, на мое решение повлияло то, что в Куйбышеве был замечательный летний театр в парке над Волгой, где можно было проводить летние сезоны, не менее насыщенные, чем зимние. В Саратове, например, летом оркестр играл прямо на асфальте.
 Для меня было важно и то, что в Куйбышеве большой интерес к симфонической музыке проявляли чиновники управления культуры. Это подогревало, рождало инициативу. Ведь в прошлые годы от властей во многом зависел и репертуарная политика, и решение организационных проблем.

Тогда у нас не было такого, как сейчас, замечательного филармонического зала. Долгие годы, пока шла реконструкция филармонии, основной нашей площадкой оставался Дом офицеров. Практически каждый месяц я гастролировал в Москве. То, что получал, работая с лучшими оркестрами страны, стремился использовать здесь. В свою очередь, Куйбышев являлся как бы лабораторией - и репертуарной, и методической, и психологической, и организационной.

В те годы симфонический оркестр филармонии не был столь квалифицированным, как сейчас, и это - отражение развития самого города, его культуры. Ведь в Куйбышеве не было, да и в теперешней Самаре нет консерватории. Сравнивать с тем, что было когда-то, вряд ли стоит. То был совсем другой оркестр, но он и тогда входил в пятерку лучших в стране. Такую оценку дал ему Светланов на съезде композиторов».

«Самарская филармония – это мое место»
В заключение - еще несколько высказываний о Самарской филармонии.
Народный артист СССР Николай Петров: «Мы, музыканты, оцениваем филармонию не по тому, как она оборудована, а по тому, какую публику она воспитала. Я хочу поблагодарить Самарскую филармонию за то, что она воспитала такую плеяду любителей музыки, любителей серьезного искусства, и это чрезвычайно ценно. Хочу пожелать, чтобы хватило сил, энергии и возможностей реализовывать новые идеи. Ну и, конечно, не помешает немного удачи».

Народный артист России Денис Мацуев: «Самарская филармония – одна из первых в нашей стране, где началась моя концертная жизнь. Помню даже точную дату – 24 декабря 1994 года. Являясь стипендиатом фонда «Новые имена», я участвовал в фестивале «Молодые звезды». Это было для меня большим испытанием. Могу вам сказать абсолютно честно и откровенно: побывав  в 55 странах мира и в 50 городах нашей страны, убежден, что русская, и в том числе самарская публика - самая лучшая. Ее не так-то просто завоевать, потому что она все понимает. Концерты в Самаре - это испытание для каждого музыканта независимо от того, есть у него имя или нет, молод он или не очень. Потому что в Самаре особенная аура, особенная атмосфера. Если ты завоевал самарскую публику - тебе не страшно уже ничего».

Заслуженный артист России Александр Гиндин: «У каждого музыканта есть на свете свои места. Самарская филармония – это мое место. Я очень люблю Самару. Этот город стал мне по-настоящему близким и родным. С большим удовольствием вспоминаю времена самарских фестивалей, в которых я принимал участие. Впервые в жизни здесь на фестивале я сыграл с оркестром под управлением Михаила Щербакова Первый фортепианный концерт Чайковского. Помню, как аплодировала публика. Незабываемые времена, незабываемые впечатления».

Валерий ИВАНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца