Фактура

Журнал «Дело»: коммунальная империя Комарова на полмиллиарда

Журнал «Дело»: коммунальная империя Комарова на полмиллиарда

Журналисты регионального экономического обозрения «Дело» в сентябрьском номере журнала попытались ответить на вопрос: «Откуда у родственников и бывших партнеров главы Красноглинского района Самары Олега Комарова коммунальная империя на полмиллиарда?» Получилось...
05.10.2017

Культура

Лучший прораб на стройке г...

Лучший прораб на стройке г...

У каждого поколения своя легенда, несмотря на то, что ее первоисточник един. Мое...
10.10.2017

Город ZERO

Аветисян задвинул Меркушкина...

Аветисян задвинул Меркушкина...

Противостояние финансово-промышленной группы «Волгопромгаз» и сочувствующих им политиков с командой варяга из Мордовии закончилось поражением Николая Меркушкина. Дмитрий Азаров, уходивший с поста...
25.09.2017
Мы в социальных сетях:

VI Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» стал историей. Артистический десант маэстро не разочаровал самарцев.


Валерий Гергиев

В Самарском академическом театре оперы и балета прошел VI Международный музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Задуманный выдающимся дирижером, художественным руководителем-директором Мариинского театра Валерием Гергиевым и проходящий при поддержке правительства Самарской области, этот фестиваль является приношением и данью памяти великому музыканту и гражданину. 


От каждого фестиваля «Мстиславу Ростроповичу» самарцы ждут музыкальных и исполнительских откровений. Нынешний не стал в этом плане исключением. В нем приняли участие выступившие под управлением Гергиева симфонический оркестр и солисты Мариинского театра, а также приглашенные маэстро выдающиеся инструменталисты. Программы всех трех фестивальных концертов были составлены из произведений русских композиторов. Они представили слушателям сочинения разных жанров, некоторые из которых в Самаре прозвучали впервые.

Опоздавшая «Иоланта» - на «разогреве»
Маэстро Гергиев и оркестр Мариинского театра, прилетевшие в Самару из Парижа, прямо из аэропорта направились в оперный театр. Ввиду опоздания рейса первый фестивальный концерт, назначенный на 20.30, начался с получасовой задержкой, но это лишь «разогрело» слушателей. В этот вечер в концертном исполнении прозвучала давно не идущая на самарских подмостках одноактная опера Петра Чайковского «Иоланта». В последнем оперном сочинении композитора, пронизанном редкостной для оперного жанра атмосферой света и добра, немало известных каждому меломану прекрасных мелодий, арий и ансамблей. Слушатели по достоинству оценили и богатейшее по краскам и тембровому богатству звучание ведомого маэстро Гергиевым знаменитого оркестра, и исключительно ровный состав исполнителей сольных партий. Отмеченные на многих международных конкурсах уже получившие известность и молодые солисты Мариинки были один лучше другого. В этом ансамбле хочется особо отметить обладающую красивым, свободно звучащим во всем диапазоне сопрано Екатерину Гончарову – Иоланту, «матерого», знающего себе цену и нигде не выходящего за рамки безупречного вкуса баритона Алексея Маркова – Роберта и сочетающего сладкозвучие яркого по тембру тенора с выразительностью и эмоциональностью исполнения Дмитрия Воропаева – Водемона. По существу без единой оркестровой репетиции в исполнении «Иоланты» принял участие хор Самарского оперного театра, что стало особым знаком его профессионализма, а также плодотворности творческого содружества самарских и санкт-петербургских артистов.

Ожившие «Петя и Волк»
По традиции один из концертов фестиваля «Мстиславу Ростроповичу», адресованный членам ветеранских организаций, студентам и совсем юным слушателям, был благотворительным. Его программа была на редкость емкой и разнообразной. Вначале прозвучала по существу забытая сегодня, но представляющая собой подлинный шедевр симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева «Петя и Волк», задуманная композитором как своеобразный «путеводитель по оркестру». Просто чудо, с какой отдачей и удовольствием играли и весь оркестр, и маститые музыканты, исполнявшие свои виртуозные соло, рисующие то узнаваемую бытовую картинку, то буквально оживающих в звучании инструментов тех или иных сказочных персонажей.

Прихотливая «Жар-птица»
Сказочную нить концертной программы продолжила сюита из музыки к балету Игоря Стравинского «Жар-птица». Это сочинение с его прихотливыми, необыкновенными по красочности и русскому национальному колориту гармониями и тончайшими, требующими филигранной отделки нюансами звучания, уже не столь привычно для неподготовленного слушателя. Еще более сложен для восприятия подчеркнуто аскетичный, насыщенный драматическими переживаниями Концерт №2 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, в котором солировала молодая, но уже прочно утвердившаяся на мировом исполнительском олимпе скрипачка Алена Баева.

Однако вдохновенное исполнение этих сочинений не оставило равнодушными никого из заполнивших зал слушателей и безусловно надолго запомнится даже тем, кто, может быть, впервые пришел на концерт серьезной классической музыки. В этом заключается одна из важнейших – просветительских задач, которой Валерий Гергиев придает особое значение в своей многообразной деятельности музыканта-исполнителя и руководителя одного из лучших в мире музыкальных театров и которая неизменно присутствует в программах фестиваля «Мстиславу Ростроповичу».

Мгновенная фотография со сцены
Вот что сказал маэстро, делясь своими ощущениями после благотворительного концерта: «Хочется думать, что, играя такие программы, мы бросаем зернышки в очень благодатную почву. Выходя к пульту, я всегда оглядываю зал: относясь с одинаковым уважением ко всем, кто приходит на концерт или на спектакль, я все-таки надеюсь увидеть в зале молодые, юные лица. Это длится долю секунды и похоже на мгновенную фотографию. На утреннем благотворительном концерте я видел в зале много лиц детей, юношей и девушек. Я подумал о том, что в концерте будут звучать непростые для восприятия сочинения и что кто-то из юных слушателей, может быть, впервые слушающих эту музыку, станет сначала чуть-чуть, а потом все более посвященным в ее огромный эмоциональный мир. Такие мысли, собственно, и ведут меня от города к городу, от зала к залу, от театра к театру. Меня особенно порадовало, что после концерта в фойе меня ждала стайка ребятишек, возможно, чтобы получить автограф. Я поинтересовался, что им больше понравилось, слышали ли они когда-нибудь «Жар-птицу». Кто-то из них наверняка знал «Петю и Волка» как рассказ, а вот теперь они услышали его на музыке. Шостакович, конечно, им менее знаком. Но я с радостью думаю, что дети, которые слышали, как Алена Баева играла на скрипке его концерт, теперь не будут пугаться имени этого композитора».

В мире «Игры в карты» и каприччио
Заключительный концерт фестиваля был полностью посвящен творчеству Игоря Стравинского. В первом отделении прозвучали никогда не исполнявшиеся в Самаре сочинения композитора. Музыка к балету «Игра в карты», заказанному Стравинскому Джорджем Баланчиным, - сочинение, по признанию маэстро Гергиева, исключительное по своей сложности, рисует прихотливый и непредсказуемый мир карточной игры.

Виртуозное и бравурное Каприччио для фортепиано с оркестром, фрагменты которого использованы Баланчиным в балете «Бриллианты», как нельзя лучше соответствует творческой индивидуальности солировавшего в концерте выдающегося американского пианиста грузинского происхождения Александра Торадзе. Пианист, являющийся страстным поклонником творчества Стравинского, обнаружил в этом сочинении, написанном вскоре после кончины Сергея Дягилева - ближайшего друга композитора, некие трагические нюансы, которые переданы им в исполнении каприччио.

Программу вечера завершила грандиозная по масштабу музыка к балету «Весна священная», которая, благодаря мастерской интерпретации Валерия Гергиева, погрузила слушателей в сакральную атмосферу языческих обрядов. В этот вечер сверкали совершенством и солирующий рояль, и струнные, и медные, и деревянные духовые, и ударные инструменты оркестра. И все это вместе взятое, по убеждению маэстро, поставило последнюю точку в обсуждении того, что связано с акустикой обновленного зала самарской оперы.

Все концертные программы фестиваля были восторженно приняты слушателями. Перед началом заключительного фестивального концерта губернатор Николай Меркушкин поздравил Валерия Гергиева с присвоением звания Героя Труда РФ и сердечно поблагодарил его за личное участие в самарском фестивале, а также за деятельность, способствующую просвещению молодежи и возрождению в нашей стране традиции хорового пения. В ответном слове маэстро подчеркнул, что если каждый губернатор будет поддерживать культуру так же, как Николай Меркушкин, в России с культурой все будет в порядке.

Признания маэстро
- Валерий Абисалович, в прошлом году вы и губернатор Самарской области Николай Меркушкин подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве, которое открывает новые перспективы для фестиваля «Мстиславу Ростроповичу». - Я полагаю, что вопроса о продолжении этого фестиваля вообще не возникало. Я не мог и подумать, что рождение такого фестиваля или его потенциальное прекращение может зависеть от смены власти. Это либо нужно, либо не нужно людям. Такой вопрос решает публика. Я бы не стал предлагать то, что не вызывает у нее интереса. Замечательно, если Самара войдет в небольшую группу серьезных партнеров Мариинского театра. Это станет большим нашим общим достижением. Все реально, но для этого нужно совместно много поработать. Проблемы нужно решать спокойно.

- В последние годы с оркестром и труппой Мариинского театра вы особенно много выступаете в российских городах. - Я считаю, что наши теперешние выступления в российских городах - это поступок, в который раз подтверждающий истину, которую я давно искал. Эта истина – в ощущении того, что ты находишься в своей стране и что недостаточно быть только дома со своими детьми, с теми, кого ты любишь. Нужно делать что-то полезное для людей.

- Возможны ли, на ваш взгляд, обменные гастроли Мариинского и Самарского оперных театров?

- Не секрет, что самое затратное – это вывоз труппы и технического персонала. Проведение фестиваля на сцене Самарского оперного театра открывает хорошие перспективы нашего сотрудничества. К тому же накопился и немалый опыт деятельности такого рода. Чтобы по-настоящему тронуть Самару, можно показать у вас нашу «Хованщину» Мусоргского. Это великая опера. Стоит попробовать. Мне кажется, это реализовать не просто, но не так уж невероятно сложно. Вполне вероятен и приезд самарского театра в Санкт-Петербург, тем более что с появлением в Самаре Александра Михайловича Анисимова, как я понимаю, у театра появились самые высокие замыслы.

- Как вы оцениваете динамику самарского фестиваля «Мстиславу Ростроповичу»?

- Приятно, что фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» и для вас, и для нас стал естественной частью годовой культурной программы. Мы считаем, что чем богаче и разнообразнее в фестивальных концертах представлены русские и зарубежные композиторские имена, тем лучше для фестиваля. Об этом особенно уместно говорить в связи с именем Ростроповича, который, несмотря на долгую творческую и личную дружбу с такими величайшими музыкантами, как Прокофьев и Шостакович, исполнял очень много сочинений зарубежных композиторов. И если этот фестиваль хоть немного обогащает и насыщает музыкальную жизнь такого крупного российского города, как Самара, то я считаю свою задачу выполненной.

- Какие впечатления вы увозите из Самары по завершении шестого фестиваля «Мстиславу Ростроповичу»?

- Главное, чтобы хорошие впечатления о фестивале остались у публики. Что касается меня, то я очень доволен тем, как складываются наши взаимоотношения с коллегами из Самарского оперного театра. Мне кажется, что почва и атмосфера для подобных выступлений в Самаре очень благодатная. Самара явно в пятерке или десятке городов, в которых чувствуется громадная ответственность за развитие культуры.

Полный текст интервью – в одном из ближайших номеров нашей газеты.

Валерий ИВАНОВ, Елизавета Сухова (ФОТО)

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца