Фактура

Оставить место для маневра

Оставить место для маневра

После назначения на пост губернатора Самарской области ставленника АДС «Волгопромгаз» Дмитрия Азарова, ключевые руководящие посты в регионе стали получать люди, близкие к олигарху и другу Анатолия Чубайса Владимиру Аветисяну. Или...
27.10.2017

Культура

Константин Федосеев: &...

Константин Федосеев: "...

В этом сезоне театру юного зрителя "Дилижанс" из Тольятти исполняется 25 лет. Зд...
19.11.2017

Город ZERO

Аветисян задвинул Меркушкина...

Аветисян задвинул Меркушкина...

Противостояние финансово-промышленной группы «Волгопромгаз» и сочувствующих им политиков с командой варяга из Мордовии закончилось поражением Николая Меркушкина. Дмитрий Азаров, уходивший с поста...
25.09.2017
Мы в социальных сетях:

В редакцию News163.ru пришло письмо. Нам показалось оно важным и интересным.

Публикуем его без изменений.

"Уважаемая Наталья Александровна!

В связи с Вашим недавним назначением руководителем департамента культуры администрации города Тольятти  в одном из интернет-изданий было опубликовано интервью, в котором Вы изложили свои взгляды на ситуацию, сложившуюся в ведущих учреждениях культуры, рассказали о перспективах, которые ожидают нас в ближайшем будущем. Ваши ответы на вопросы журналиста свидетельствует о том, что Вы намерены продолжить курс прежнего руководства департамента культуры на уничтожение, в частности, тольяттинского "Наследия".

К Вашим заявлениям по поводу работы музея "в новых условиях" можно было бы отнестись с долей иронии и не выносить разговор в формат публичного обсуждения, если бы не Ваше карьерное повышение с назначением на должность руководителя департамента культуры одного из крупнейших городов России, входящего в первую двадцатку по численности населения. Когда человек с таким уровнем управленческой и общей культуры, с такими пролеткультовскими установками оказывается на посту руководителя и, являясь главным распорядителем бюджетных средств, начинает изменять уставы учреждений, содержание музейных экспозиций, образовательных программ и мероприятий, - это воспринимается как серьёзный сигнал всему обществу, как знак беды.

"Работа музея в новых условиях переориентирована с «плача по утерянному городу» на популяризацию и развитие интереса жителей к истории и культуре своего города, - заявляете Вы. - Музей ориентируется на детскую и семейную аудиторию, проводит мастер-классы, вечера встреч, концерты, литературные вечера, семейные программы выходного дня, игровые программы».

Значит ли это, что произошла, по сути, смена Устава учреждения, смена его концепции и миссии?

Городской музейный комплекс "Наследие" (экомузей) был создан 20 лет назад решением легендарного руководителя нашего города Сергея Жилкина, и само его появление было связано с осознанием в обществе непростых страниц местной истории и той драмы, которую пережил наш город в середине XX века в связи со строительством Куйбышевской ГЭС. Дом Стариковых как основной музейный объект и историческая реликвия наряду с другими источниками является важнейшим документом эпохи и мемориалом по утраченным в то время городам, сёлам и памятникам культуры Самарской области. Напоминанием о последствиях глобального и жестокого эксперимента над природой и людьми, стоившего им потери малой родины. И я твёрдо убеждена, что для города Тольятти, едва ли не больше других российских городов претерпевшего горечь утраты своего исторического и культурного наследия, иметь такой музей очень важно. Сама идеология экомузея, направленная на поиск "новых форм организации локальных человеческих сообществ XXI века", является не только условием определения перспектив музея, - но это то, что делает его значимым институтом развития города.

Когда ровно 20 лет назад мы создавали этот музей, мы даже назвали его по-особому: экомузей, что означает «дом-музей», «музей Дома». А Дом, как Вы знаете, это важнейший символ земного существования. Помните, у Булгакова в «Мастере и Маргарите» Дома нет ни у мастера, ни у Ивана Бездомного, его преемника. А раз нет Дома - нет Памяти. Мы очень хотели, чтобы такой Дом-символ появился на современной карте Самарской области – в нашем Тольятти. Как образ Дома и образа города, навсегда исчезнувшего под водой. И чтобы место это стало местом особым, притягательным, куда бы люди приезжали как в дом своего детства - живой родительский Дом.

Заявляя о переориентации музея на работу с детской и школьной аудиторией, Вы наивно полагаете, видимо, что работа с детьми не требует научной подготовки и ничего страшного не произойдёт, если науку из музейной деятельности и вовсе исключить. Вам, видимо, невдомёк, что на науке основана и вся просветительская деятельность, поэтому экскурсия в музее - это не туристическая экскурсия, а образовательное мероприятие, совершаемое подготовленным специалистом. Музейный экскурсовод и гид - не одно и то же, Наталья Александровна. Здесь нужен не просто рассказ "по поводу" выставленных экспонатов, который слышит сегодняшний посетитель музея, а содержательный комментарий, связанный с концепцией и темой экспозиции. Вы понимаете (понимаете?), что носителями памяти являются не сами предметы (сами предметы говорить не могут), а живые люди. И от качества знаний этих людей, от уровня их культуры зависит, будет ли воспроизводиться память в нашем обществе.

Можно ли раскрыть тему без знания объекта и без знаний документационной, нравственной и коммуникативной ценности музейных коллекций? Конечно, нет. Такая «культурная политика» убивает не только суть музея и музейной профессии, но и способна в считанные месяцы изуродовать мировоззрение тольяттинских школьников.

А может, Наталья Александровна, музей был обезглавлен и «переориентирован» только потому, что Вам и Вашей предшественнице на посту руководителя департамента просто не нравилась активная, зрелая - взрослая, если хотите, - гражданская позиция коллектива «Наследия» по сохранению территории исторической застройки города? Раздражали те общественные настроения, которые затронули в последнее время многих жителей Тольятти в связи с осознанием масштаба утрат в сфере городского культурного наследия?

Последней общественной акцией, прошедшей в "Наследии" 6 июня 2015 года, был сход жителей Центрального района города, посвящённый 95-летию легендарной ставропольчанки, героини Великой Отечественной войны Валентины Ступиной. На основании Федерального закона от 07.06. 2013 года № 123-ФЗ горожане потребовали от властей немедленно начать процесс изъятия на общественные нужды земельного участка рядом с музейным комплексом, пустующего более 20 лет, и начали сбор подписей под обращением.

Этот безобразный пустырь зияет в историческом центре города и сегодня. Тысячи квадратных метров земли, - там, где некогда был зелёный сквер с ухоженными цветниками, завалены строительным и бытовым мусором, обгоревшими вагончиками, ржавой брошенной техникой и прочим хламом. Только за один летний сезон 2013 года сюда трижды выезжал пожарный отряд. И жители, и музей не раз обращались к властям по поводу антисанитарного состояния этого участка, необходимости его благоустройства. Безрезультатно. Разве это справедливо: тысячи (!) квадратных метров земли, в самом центре города, ПУСТУЮТ более двадцати лет, а в то же время для установки памятного уличного указателя в честь нашей землячки, отдавшей жизнь за эту самую землю, на улице, которая носит её имя, не нашлось даже пяти свободных метров земли? И об этом говорилось в обращении к мэру и председателю городской думы, под которым подписались сотни людей!

Разве не о таком вовлечении жителей в программу развития своего города должна мечтать власть? А через месяц Вы уволили директора и разгромили музей.

В интервью Вы утверждаете: "По поводу «захвата» музея… Захвата нет". На самом деле, захват был. Это был именно ЗАХВАТ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОККУПАЦИЕЙ. Я была уволена в начале июля 2015 года, без предупреждения, вероломно, в один день. Не успев забрать из музея даже своих личных вещей. Не говоря уже о передаче "преемникам" дел, музейных фондов и прочего ценного имущества. В этот день никто из департамента культуры даже не позвонил мне. Как отрезали. Хотя за месяц до этого я благополучно прошла всю процедуру нового назначения - с написанием заявления, сбором необходимых справок и согласований. А буквально на следующий день после увольнения были сорваны пломбы и взломаны двери моего служебного кабинета, сейфов и музейных хранилищ. Чиновники и "коллеги" (уже бывшие) вели себя именно как оккупанты, без всякого стеснения роясь в наших шкафах и компьютерах, растаскивая всё, что кому приглянется: фонды, имущество, документы, идеи, концепции. Плоды нашей исследовательской работы за счастливые и продуктивные восемнадцать лет...

А перед этим была травля. Когда меня вызывали в кабинет руководителя департамента культуры, туда же приглашались ещё пять-семь чиновников департамента – в том числе, как правило, заместитель руководителя в Вашем лице, Наталья Александровна, - и начиналось коллективное "убеждение", почему я должна подписать акты выполненных работ, соглашения и прочие документы с недостоверными данными по ремонту на объекте "Дом Стариковых", заказчиком которого все годы выступала мэрия городского округа Тольятти. По факту недобросовестного исполнения работ на указанном объекте, как Вам известно, было заведено уголовное дело. Конечно, стараниями Ваших коллег-чиновников расследование по нему шло непросто, был даже момент, когда это дело положили на "полку". Но я надеюсь, что следственные и правоохранительные органы всё-таки доведут это дело до конца, и что лица, виновные в хищении бюджетных средств, будут привлечены, наконец, к ответственности. Потому как именно незаконченность ремонтных и строительных работ не позволяет музею полноценно развернуть свои выставочные, экскурсионные и культурно-досуговые программы и выйти на региональный и российский туристский рынок.

Эта оккупация, эта вакханалия варварства продолжается уже два года. Теперь уже под Вашим чутким руководством.

Не успев вступить в должность, Вы спешите обрадовать горожан, что у них будет новая программа развития культуры. А старая что, уже выполнена или безнадёжно устарела? Получается, муниципальные программы культуры в Тольятти пишутся лишь для того, чтобы поставить очередную галочку, а не для того, чтобы претворять их в жизнь. Иначе тот музейный комплекс на ул. Советской, с новым выставочным залом, который проектировали архитекторы с мировыми именами, о котором мы столько лет мечтали, о завершении строительства которого к 2016 году тольяттинские чиновники бодро докладывали губернатору ещё в 2011 году, давно бы стоял там - украшением города и символом социальной состоятельности власти.

У меня нет оснований сомневаться в Вашей высокой квалификации как муниципального служащего. Но мне всегда казалось, что основными достоинствами управленца любого уровня являются, в первую очередь, нравственная позиция и соответствующее поведение. А потому, Наталья Александровна, поздравить с Вашим назначением на столь высокий пост ни себя, ни своих коллег, ни сограждан, увы, не могу.

Подпись: Валентина Казакова, музеолог, член Союза краеведов России, директор МБУК «Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей) с 11.08.1997 г. до 02.07.2015 г., лауреат Губернской премии в области культуры и искусства.

Вместо P.S.

В Тольятти это "горячая" тема. Неделю назад Валентина Казакова получила ответ из Самарской областной прокуратуры о том, что по указанию главного федерального инспектора по Самарской области Сергея Чабана прокуратура Тольятти возобновляет (!) уголовное дело по ремонту Дома Стариковых, которое при прежнем прокуроре было положено на полку и отменяет все (!) отказные постановления, вынесенные тольяттинской полицией по нашим обращениям. 

"А открытое письмо написано мною, - говорит Казакова, - в связи с опубликованным недавно интервью с новым руководителем департамента культуры (из старой ещё, андреевской, команды), которое не оставляет сомнений в том, что курс прежнего руководства будет продолжен. Добивается территория исторической застройки города и сам Город. Так уж получилось, что сегодня и я, и Сергей Мельник оказались практически отрезанными от СМИ, да и круг их, включая интернет-издания, в Тольятти ограничен. Будем очень признательны Вам за помощь в публикации этого текста, который нам представляется важным. 

Фото: tltgorod.ru

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца