Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Художник Макс Ши предлагае...

Художник Макс Ши предлагае...

31 августа, в Одинцовском городском округе Московской области, в микрорайоне Нов...
04.09.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

На прошедшем год назад рок-фестивале в Тольятти, я спрашивал музыкантов из Пензы, Казани, Ульяновска, Самары и Тольятти о рок-тусовке, о фестивалях и о ситуации с рок-музыкой в России.

В преддверии проведения шестого фестиваля РОК НЕ РАДИ ДЕНЕГ хочу рассказать о нашем общении год назад. Лидеры рок-групп делились  видением ситуации, успехами и проблемами в своих городах, надеждами и даже уверенностью в будущем рока.

Сам же фестиваль 2018 года получил высокую оценку практически от всех респондентов. И для меня он ценен, прежде всего, поддержкой молодых рок-групп (возможностью выступить перед многочисленной и тёплой публикой) и той особой рок-тусовкой, где все равны, каждый каждому рад, где живёт надежда на лучшее, новое. И его пятилетняя история доказывает, что это фестиваль именно рока, а не пивных брендов, как стало сейчас модно.

Ещё немаловажный факт — РНРД стимулирует музыкантов совершенствоваться и расти творчески, ведь чтобы попасть на него, мало заявиться, нужно пройти практически конкурсный отбор.

У рок-движения в городах активность падает вместе популярностью самой рок-музыки, и это понятно — рок-клубы, где могли бы играть местные группы, как правило финансово не состоятельны и в большинстве своём уже позакрывались, рок-барам же зачастую выгоднее пригласить артистов, которые гарантированно сделают кассу. А пока ещё не сформировалась устойчивая культура, или даже система выступлений местных рокеров в заведениях общепита, что тоже обусловлено популярностью направления.

И все же в разных городах дела идут по-разному.

Павел (Jam Electric Orchestra, г. Пенза): В Пензе достаточно так слабовато идет. Я могу сказать, что чем дальше от города (от Пензы) уезжаешь, тем публика активнее.

Никита и Дима (NalieN, г. Казань)

Дима: Если раньше у нас было достаточно много площадок, то сейчас фактически полторы, и то одна нерегулярная, а на другую приезжают уже всякие Стигматы, Слоты и прочее.

Никита: Ну такие, солидные ребята.

Дима: А уже с местными группами какой-то парадокс. То есть музыканты есть, готовы играть, а получается слушателей не так много.

Никита: Есть очень много талантливых ребят, очень перспективных групп, которые сидят в своих гаражах, на репбазах, просто им негде выступать. У нас оставался один единственный рок-клуб такого андеграундного формата в Казани, и то после вот этих пожаров в Москве всё закрыли, запретили. И теперь рок-клубов как таковых в Казани, к сожалению, нет. Но у нас есть люди, которые занимаются этим, активно пытаются исправить ситуацию, собрать средства, помещение организовать. В общем, все в движении, надеемся в скором времени что-то изменится. Мы тоже этому способствуем как можем.

Дима: В Казани вся наша тусовка держится чисто на желании. Мы разговаривали с девушкой, это не ее коммерческий проект (рок-клуб Нора — прим. авт.), она на этом не зарабатывала, все что она получала на этом, она вкладывала туда же. И благодаря ей, благодаря великой Лесе нашей, надежда жила и, надеемся, еще живёт. Что касается коммерческих площадок, то вопрос оплаты выступлений музыкантов на них в наше время тоже не самый последний. Дима (NalieN, г. Казань): Сейчас получается такая феечка странная: человек проходит, платит за концерт, а музыкантам ничего не платят, получается - они играют как бы для себя. Ну, это мое мнение, я, наверное, уже в душе капиталист.

Но есть и исключения из правил.

Вячеслав (ЧерноБелый, г. Ульяновск): В Ульяновске рок-движение существует, даже, можно сказать, прогрессирует. Появились некоторые площадки, на которых группам платят гонорар за исполнение собственного творчества, не только каких-то каверов. Поэтому в этом плане прогресс есть.

О тольяттинской рок-тусовке высказался Александр (лидер группы Рукава, г. Тольятти): Сейчас все достаточно расслоено, как в 90-ые годы было, такого, естественно, нет. Сейчас каждый варится в своей каше, с другой стороны, понимаете, раньше все это держалось вокруг репбаз, каких-то инструментов, ну и плюс, немножко дали свободу, которую, потом закрыли, но это ничего страшного. Народ потянулся к музыке, народ получил инструменты впервые в жизни НОРМАЛЬНЫЕ, и все крутилось вокруг центров, очагов движняков музыкальной культуры здесь, в Тольятти. А сейчас любой человек может на домашней студии записать трек. Зачем ему вариться, зачем входить в какие-то объединения? Другой вопрос, как это продать. Это второй вопрос, а записать можно в любой студии.

Фестивали рок-музыки. Если мы не говорим о тех, где выступают топовые команды, то фестивали — это тот самый шанс для молодых групп показать себя публике, получить опыт выступлений перед массовым зрителем. В этом направлении тоже не всё однозначно.

Вячеслав (ЧерноБелый, г. Ульяновск):  Таких вот фестивалей (как РНРД — прим. авт.), мне кажется, маловато проводится. У нас в Ульяновске их мало, обычно — один-два за сезон. Но как-то на следующий год они пропадают —  это такие, одноразовые фестивали.

Юрий (один из вокалистов группы Laniakea, г. Самара): Я считаю, что сейчас интерес к рок-музыке ослабевает, я вижу, что меньше таких хорошо организованных концертов (здесь - фестивалей), кстати, РНРД — исключение. То есть люди стали меньше слушать рок-музыку. Может это переродится во что-то новое. Главное, чтобы молодежь это поддержала, чтобы было интересно. Мы занимаемся музыкой, играем для себя, но если есть возможность показать свое творчество, мы всегда за и на все площадки согласны. На РНРД мы первый раз, надеемся, что побываем ещё на этом классном фестивале.

Никита (NalieN, г. Казань): Всё дело, наверное, в организации. Очень мало хороших организаторов, действительно четких, которые заботятся обо всем, начиная от звука и заканчивая комфортной атмосферой. Вот РНРД такой, на хорошем уровне, если не брать какие-то уже раскрученные фестивали.

Дима (NalieN, г. Казань): На самом деле здесь трудно судить, потому, что у нас последние годы в Казани происходит такой дурдом, что как бы там не до рок-фестивалей. Я уже запутался во всех этих универсиадах, олимпиадах и прочее. Мы как-то играли у нас на фестивале «Волга-Волга», как раз одноименная группа проводила, но собственно в этом году (в 2018) он был привязан к футболу, и там такой специфический формат получился, туда такой совсем рок уже не возьмут. Ну там болельщики всякие, и чего тут непонятные рокеры будут свою странную музыку этим иностранцам играть. Хотя до этого он был свободный фестиваль.

Было время, когда одна группа могла стать основоположником целого направления в роке. А есть ли сейчас такие лидеры в роке?

Никита и Дима (NalieN, г. Казань)

Никита: Они всегда, наверное, были. Зависит от восприятия, от поколения. Если спросить вот команды типа ДДТ, Ноль, наверное, послушав современную музыку, они скажут нет, вот раньше было да, а сейчас вот туфта. С другой стороны, человек, который заканчивает школу, у которого только формируется музыкальный вкус, ему лет 16, он говорит: «Вот мне заходит группа "Порнофильмы", допустим, или там Луна, что там еще есть из топов? Слот. Я считаю — это вопрос восприятия.

Дима: А сейчас мне кажется очень трудно задавать какое-то направление. Если раньше действительно какие-то фронт-группы можно было по пальцам посчитать, такие легенды, то сейчас мало того, что таких групп много, так с учетом  соцсетей у нас появляются и Монеточки, и Греча, и в интернете таких людей море, и каждый из них в принципе задает какое-то свое направление.

И всё же меня больше всего интересовало мнение музыкантов о будущем рока в России, и на эту тему высказались почти все опрашиваемые рокеры.

Юрий (Laniakea, г. Самара): Что такое рок? Это свободное высказывание своих мыслей, своих переживаний относительно своей судьбы, относительно судьбы страны. Я считаю, что какое-то сейчас аморфное состояние у страны, нет некоего прорыва. И я думаю, что это приведет к росту творчества, к росту творческих людей, но со временем.

Никита и Дима (NalieN, г. Казань)

Никита: Я думаю, что он (рок) мутирует.

Дима: Я надеюсь, это мое странное мнение, что все в сторону коммерциализации идёт. Чтоб это строилось не просто на инициативе какой-то. К сожалению, у нас капитализм, и где деньги, там и четко все.

Никита: Но все-таки этот фестиваль доказывает, что существует РОК не ради денег — для людей. Я играю для людей (смеётся). Но классика жива, и эта вот жилка всегда будет жить, она может быть где-то незаметной, но пока она жива, все будет нормально.

ЧерноБелый, Вячеслав, Дмитрий (клавишник)

Дмитрий: Прогрессирует, и сейчас, я заметил, очень много клавиш появляется, сейчас понимается, что требуется еще и фон, и синтетики можно втянуть в музыку, она более разноплановая получается. Раньше считалось, что только готы играют с клавишами, а сейчас все вливают и в метал и в другие направления. Интересное развитие идет.

Вячеслав: Это он сейчас как клавишник говорит (смеётся).

Роман Вилкин, Денис Попов (mama Cholly, г. Тольятти)

Денис: Очень плохие прогнозы.

Роман: Не то что плохие, я думаю, знаешь, волна рока уже спала, и сейчас идет, там, рэп.

Денис: Рок-н-ролл мертв.

Роман: Но это ненадолго, сейчас рэпчина поднадоест людям. Это как раньше было, в начале 90-х, рэп-рэп-рэп, но потихоньку все вернулись к року.

Денис: Но все циклично.

Роман: Это будет процесс, может быть, не одного пятилетия, может нескольких, но вот слушатель на такой рок все равно будет. Это будет немногочисленный (слушатель), но он будет.

Поэтому такие мероприятия (РНРД — прим. авт.) надо проводить, и надо чтобы все это тлело, жило и потом в какой-то момент выстрелило, будет нормально, я думаю.

Пока готовился материал пришли новости из Казани от группы NalieN. О рок-тусовке: «Ситуация с рок клубами несколько изменилась с появлением клуба "Нора 2.0". Клуб был создан сообществом Kuralesya Promo при поддержке самих музыкантов и неравнодушных людей всея Руси. На данный момент это единственный андергаунд-клуб, существующий в Казани».

О фестивале «Волга-Волга 2019»: «Фестиваль "Волга-Волга" в этом году проходил в формате городского праздника - Дня Молодежи и прошел на отлично. Масштаб заметно вырос, и судя по тому, что было в этом году, мы бы назвали его скорее мультиформатным, чем просто рок-фестивалем. Объединение музыкальных и даже немузыкальных культур и форматов вывело фестиваль на новый, на наш взгляд, более высокий уровень».

Движущая сила популярности рок-музыки — это всё же молодежь, я думаю. А у молодежи теперь другие кумиры, в рэпе в основном, где есть сейчас достойные авторы, исполнители. И они именно на этой волне, на волне нынешнего поколения молодых, и высказываются о том, что их волнует.

Рок же действительно может во что-то переродиться, или появятся другие его направления. Но это потом. Тем же, кто играет сейчас, пробует, ищет новое, нужен слушатель, и он, этот слушатель, есть. Важно как раз это.

31 августа в Тольятти пройдёт фестиваль РОК НЕ РАДИ ДЕНЕГ, на котором можно будет увидеть своими глазами каков он - интерес молодёжи к современной рок-музыке, когда в заявках нет топовых групп.

 

Текст: Александр ЛАВРОВ

Фото: Наталья СООН

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца