Фактура

Главное событие этой зимы: Волга Квест 2020

Главное событие этой зимы: Волга Квест 2020

8 февраля в Самарской области начнется четвертая Международная гонка на собачьих упряжках Волга Квест. Гонка стартует из села Ширяево (Самарская область), пройдет через Сосновый Солонец, Кармалы и другие населенные пункты...
04.02.2020

Культура

Фотографы-экстремалы ответ...

Фотографы-экстремалы ответ...

В Самаре 29 октября в галерее «Новое пространство» Самарской областной универсал...
25.10.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Великий дирижер был признанным музыкальным гением второй половины ХХ столетия

Валерий ИВАНОВ

В эти дни музыкальный мир отдает дань памяти великому итальянскому маэстро Клаудио Аббадо, который скончался на 82 году жизни. Аббадо называют одним из величайших дирижеров всех времен. В течение 15 лет он возглавлял знаменитый миланский оперный театр Ла Скала. Он был художественным руководителем Венской оперы и главным дирижером лучших мировых коллективов: Лондонского, Венского и Берлинского филармонических оркестров. Аббадо неоднократно гастролировал в нашей стране.

Три встречи с маэстро
Соприкосновение с творчеством Клаудио Аббадо стало для меня подарком судьбы. В первый раз это произошло летом 1974 года в Москве во время триумфальных гастролей возглавляемого Аббадо миланского театра Ла Скала. Маэстро дирижировал оперой Джоаккино Россини «Золушка». Спектакль стал подлинным откровением для слушателей, зал Большого театра готов был, кажется, рухнуть от бури оваций.
В декабре 1991 года посчастливилось побывать в Большом зале Московской консерватории на концерте возглавляемого Аббадо Берлинского филармонического оркестра, гастроли которого в те неспокойные годы стали абсолютной сенсацией. 

Наконец, летом 1993 уже в Санкт-Петербурге присутствовал на выступлении созданного и возглавляемого Аббадо Интернационального молодежного оркестра имени Густава Малера.

Российский «список»
Довелось также принять участие в двух пресс-конференциях Аббадо и даже задать маэстро несколько вопросов.

Москва, 1991 год. Учитывая колоссальный интерес к концертам Берлинского филармонического оркестра, маэстро Аббадо провел две публичные репетиции, собравшие «битковые» аншлаги в Большом зале Московской консерватории. Накануне концертов состоялась пресс-конференция Аббадо. Вот некоторые из его высказываний:

«Моя карьера дирижера началась с исполнения оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Этого композитора я играю с большим удовольствием. Недавно в «Ла Скала»» прошел фестиваль Прокофьева, где звучали все его оперы. Я знаю, что одна из опер Прокофьева – «Огненный ангел» долгие годы была у вас под запретом и не исполнялась. Список российских музыкантов, с которыми мне довелось выступать, очень велик. Я играл с Эмилем Гилельсом и Давидом Ойстрахом, со Славой Ростроповичем и Наталией Гутман. Всех перечислить невозможно. Незабываемы встречи с Еленой Образцовой. С ней мы записали много пластинок: оперы Верди «Бал-маскарад», «Аида», «Дон Карлос» и его Реквием. Собираюсь записать авторскую редакцию оперы Мусоргского «Борис Годунов» с интернациональным составом».
«Каждый коллектив - это неповторимая «личность». Что касается филармонического оркестра, то все его участники замечательные мастера. Большая радость быть коллегой таких выдающихся солистов. В коллективе полная демократия. Это, образно говоря, республика-оркестр. Все мы большие друзья. Для меня не существует границ ни территориальных, ни национальных. В оркестре играют немцы, поляки, итальянцы, японцы. Все мы равны, и это очень важно».

«Я не знаю ни одного великого дирижера. Есть хорошие музыканты, которые очень любят музыку. Чтобы достичь успеха, не нужно думать о славе. Нужно очень много учиться и работать. О Москве, о ее публике у меня остались самые прекрасные воспоминания, связанные с гастролями Ла Скала».

Детская мечта
Санкт-Петербург, 1993 год. Едва сойдя с трапа самолета, Аббадо отправился в Дом журналистов на встречу с представителями прессы. Любопытная деталь: маэстро категорически отказался от персонального автомобиля и поехал в город в одном автобусе с юными музыкантами Интернационального молодежного оркестра имени Густава Малера.

На этой пресс-конференции посчастливилось вступить в диалог с маэстро. Аббадо:

- Я мечтаю о назначении ста двадцати специальных стипендий для наших молодых музыкантов, чтобы дать им возможность быть в оркестре не один, а два года. Наши проекты вызвали горячий энтузиазм во многих странах, и Россия не может остаться в стороне. Пока это мечты, но сон о Петербурге уже сбылся.

- Достойные коллективы есть и в российской провинции.

- Я стараюсь узнать как можно больше о культуре, о музыке, о поэзии России. К сожалению, оркестры провинциальной России знаю не очень хорошо - мне доводилось работать с Мравинским, с оркестром Большого театра. Но я думаю, что такое знакомство было бы интересным.

- В таком случае, милости просим вас в Самару, старинный волжский город.

- Спасибо. В молодежном оркестре, кстати, сейчас играют музыканты из Казани. В нашем турне принимает участие молодой певец Дмитрий Хворостовский, который родился в Сибири.

- Для программы концерта вы выбрали редко исполняемый вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти». Что определило этот выбор?

- Когда мне было три-четыре года, я слушал старенький диск на 78 оборотов с записью сцены из «Бориса Годунова» в исполнении Шаляпина. С тех пор у меня была мечта - продирижировать этой оперой. Мне это удалось спустя несколько десятилетий. Я готов продирижировать всеми сочинениями Мусоргского. Он создал свой музыкальный мир, у него был редкий вкус и фантазия.

Как память о встречах Клаудио Аббадо - фото с автографом маэстро.

Фото – из архива автора.

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца