Фактура

Меркушкин, вернись!

Меркушкин, вернись!

Этой авторской колонкой я хочу начать серию материалов, посвящённых итогам работы Дмитрия Азарова на посту губернатора Самарской области. Если помните, в сентябре 2017 года в Самарской области развернулась бурная дискуссия. Дескать,...
06.06.2020

Культура

Лови момент: старт фотокон...

Лови момент: старт фотокон...

Эта информация будет полезна всем, кто на профессиональном, или любительском уро...
20.09.2020

Город ZERO

Банит за правду...

Банит за правду...

25 сентября исполняется три года с того момента, как глава государства Владимир Путин назначил Дмитрия Азарова временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области.
13.09.2020
Мы в социальных сетях:

 Непрерывная череда вернисажей, прошедших в Самаре  в минувшем и в начале этого месяца, явила собой парад разнообразных, но не относящихся к реалистической живописной традиции направлений.
Своеобразным прорывом в потоке того, что почитается  современным искусством, стала персональная выставка мастера акварельной живописи народного художника России Сергея  Андрияки, открывшаяся под занавес прошедшей недели в лекционном зале Самарского  художественного музея.

Художник и педагог
Сергей Андрияка родился в 1958 году в Москве. Он окончил художественную школу при институте В.Сурикова, в затем факультет живописи этого института. Успешно защитив диплом по специальности «Станковая живопись», Андрияка перепробовал самые разные живописные техники,  работал масляными красками, гуашью, темперой,  занимался также мозаикой, витражом, офортом, росписью по фарфору и эмали. И все же любимой техникой Андрияки всегда оставалась акварельная живопись. Он  автор нескольких тысяч произведений, участвовал в более чем 500 московских, региональных и зарубежных выставках. Работы Андрияки находятся в крупнейших музеях мира и частных собраниях.

Андрияка не только художник, но и страстный пропагандист акварельного искусства, опытный педагог. В 1999 году в Москве открылась специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом. Ее цель - сохранение традиций старых мастеров, развитие наиболее эффективных методик российского академического образования в сочетании с непосредственной передачей опыта мастеров-живописцев своим ученикам. В школу принимаются все желающие, учебная программа рассчитана на пять лет. Одно из важных направлений деятельности школы - мастер-классы, выездные выставки.
А в 2012 году по инициативе Сергея Андрияки в столице появилось высшее художественное заведение, не имеющее аналогов не только в России, но и за рубежом. Это Академия акварели и изящных искусств, ректором которой стал Действительный член Российской академии художеств Сергей Андрияка.

Продолжая древние традиции

Техника акварели - одна из самых древних. Произведениям, выполненным в этой технике, как правило, присущи особая утонченность, прозрачность и мягкость. В то же время по своим техническим приемам акварель является одним из самых сложных видов искусства, так как требует от художника владения не только рисунком, но и различными специальными приемами письма, тонкого ощущения колорита. Все эти качества отличают акварельные работы от написанных маслом, темперой, гуашью.

Сергей Андрияка поставил своей целью расширить укоренившиеся в наши дни традиционные рамки акварельной живописи. Его заинтересовала имевшая распространение в прошлом техника классической многослойной тональной акварельной живописи, к которой обращались такие знаменитые живописцы, как  Дюрер и Веронезе, Брюллов и Иванов, Суриков и Врубель.
В ХХ веке многослойную акварельную технику почти забыли. Между тем она позволяет получать порой неожиданные визуальные эффекты и сближает акварельную живопись с масляной. А сама  специфика прозрачной акварельной краски способствует насыщению картин воздухом и светом. Используя возможности многослойного акварельного письма, Андрияка создает не свойственные технике акварели произведения больших форматов.

Каждому - свое…

Это уже вторая выставка Сергея Андрияки в нашем городе. Первая, на которой демонстрировались также работы соратников-педагогов и учеников мастера, состоялась в художественном музее в мае 2007 года. В свою очередь, художественный музей показал тогда в московской школе Сергея Андрияки выставку графики конца XIX – начала ХX веков из своих фондов.

В нынешней камерной по объему экспозиции представлены работы, выполненные в технике классической многослойной акварели, относящиеся к разным периодам творчества художника. Так, «Покровские ворота» 1974 года соседствуют с «Церковью Троицы на Пятницкой» и «Морским прибоем» - картинами, созданными в 1998 и 2013 годах соответственно. Привлекают внимание многочисленные городские и сельские пейзажи, памятники архитектуры, интерьеры, цветочные натюрморты, работы, сделанные Андриякой в поездках по европейским странам: «Собор св. Варфоломея. Лондон» (1993 год), парижский «Сент-Дени» (1994 год).

Запомнился выполненный в стиле старинных «обманок» натюрморт «Страницы прошлого» со старинным фолиантом, который так и хочется осторожно полистать. Как бы для доказательства близости визуального эффекта, создаваемого техникой классической многослойной акварели и масляной живописью - один из ночных пейзажей «под Куинджи» - непревзойденного мастера световых контрастов. Представлены также карандашные рисунки – своеобразные «заготовки» для будущих акварельных работ.

Отдавая должное мастерству Сергея Андрияки, при осмотре нынешней экспозиции, как, впрочем, и экспозиции 2007 года, не мог отделаться от ощущения некой искусственности, нарочитости манеры его письма для придания акварельным картинам максимального сходства с картинами, написанными маслом. На расстоянии это сходство бывает особенно разительным. Но при этом, на мой личный взгляд, исчезает неповторимая визуальная аура, которая присуща именно акварельным полотнам. Может, именно поэтому мастера прошлого не задерживались надолго на многослойной акварельной живописи, которая оставалась для них лишь временным увлечением.

Валерий ИВАНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца