Фактура

Мир DaVinci: количество стран-участников перевалило за пятьдесят

Мир DaVinci: количество стран-участников перевалило за пятьдесят

Роботы-инвесторы завоёвывают всё большую популярность.  Портал DaVincibot приводит такую статистику: представители 52 стран мира уже зарегистрировались в системе. Сегодня у компании 8000 партнёров, которые ежедневно получают доход, используя возможности робота-советника.  Автоматический...
28.02.2020

Культура

Левша-пацан: возвращение с...

Левша-пацан: возвращение с...

Левша-пацан — российский артист, саунд-продюсер, играющий в жанрах даб, регги, д...
04.03.2020

Город ZERO

Кипрские пальмы и офисы капитанов бандитизма...

Кипрские пальмы и офисы капитанов бандитизма...

Журналист Андрей Демидов (к сожалению, я с ним не знаком), оставил несколько своих наблюдений про период правления Дмитрия Азарова - экс-градоначальника Самары,...
19.02.2020
Мы в социальных сетях:

Департамент государственной политики в сфере высшего образования федерального Министерства образования и науки опубликовал информационно-аналитические материалы рабочей группы специальной Межведомственной комиссии, осуществляющей мониторинг деятельности российских вузов. В документах - результаты анализа эффективности вузов России. Высшие учебные заведения оценивали по семи критериям: образовательная и научно-исследовательская деятельность, международная и финансово-экономическая активность, развитость инфраструктуры, качество студенческого контингента и, так называемые, «дополнительные показатели». Методика, по которой чиновники определяли эффективность вузов, внушает уважение. Это 13 страниц текстовых таблиц и еще 5 страниц многоступенчатых математических формул. С их помощью для каждого критерия были определены пороговые значения. Для того чтобы соответствовать тому или иному показателю вузу необходимо было их преодолеть.

С подробными результатами анализа можно ознакомиться на сайте Главного информационно-вычислительного центра федерального агентства по образованию РФ.

Журналиста «Самарских известий» заинтересовали данные мониторинга деятельности 46 высших учебных заведений Самарской области. Это собственно вузы 63-го региона, а также их филиалы и филиалы различных российских институтов, академий и университетов. Скажем сразу, продемонстрировать высокие показатели сразу по всем семи критериям смогли только два учебных заведения: «Самарский институт - Высшая школа приватизации и предпринимательства» и Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева, недавно получивший статус национального исследовательского университета. Еще четыре вуза смогли соответствовать шести критериям из семи.

Были в рейтинге и такие учебные заведения, которые не смогли преодолеть пороговые цифры ни одного из показателей, либо преодолеть лишь один. Нас интересовало, как специалисты федерального Министерства образования оценили их образовательный потенциал, то есть способность привлечь достойный контингент и дать студентам хорошее образование

14 критериев образования

Образовательный потенциал вуза специалисты Межведомственной комиссии оценивали сразу по 14 критериям. Учитывалось, в том числе, и число студентов в вузе, которые будучи школьниками, становились победителями или призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Оценивалось процентное соотношение числа аспирантов, специалистов и магистров к числу студентов, обучающихся по программам бакалавриата. Принималось во внимание и число слушателей из сторонних организаций, прошедших в вузе обучение в рамках различных программ повышения квалификации и переподготовки. Для того чтобы показать успешный результат, необходимо было набрать 60 баллов.

 Пятерка самых неэффективных вузов

Исходя из показателей образовательной деятельности, «Самарские известия» отобрали пять самых неэффективных вузов региона. Пятое место в этом своеобразном антирейтинге занял филиал Самарского государственного экономического университета, который расположен Тольятти на улице Ленина. Ему не хватило лишь 0,36 балла, чтобы преодолеть критерий образовательной эффективности.

На четвертом месте еще один тольяттинский филиал. На этот раз речь идет об отделении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права». Ему не хватило 0,45 балла.

Третье место тоже у филиала вуза Тольятти. Это подразделение Российского государственного социального университета. Для преодоления порогового значения ему не хватило уже почти пяти (4,81) баллов.

В тройку аутсайдеров входит и филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса», который действует в Сызрани. Значение показателя вуза по образовательной деятельности равно нулю. Интересно, что показатели научно-исследовательской деятельности вуза почти на два балла превышают пороговые значения. За счет какого потенциала сызранский филиал осуществляет свои НИОКРы - непонятно.

Лидером антирейтинга стал Поволжский филиал Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования академии «Международный университет в Москве». В числе учредителей вуза - Международный союз экономистов и Международный фонд за выживание и развитие человечества, а также известный политик Гавриил Попов. Вуз продемонстрировал нулевые показатели в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Примечательно, что в графе «профиль организации» представители вуза указали, что Поволжский филиал АНОВПОА «Международный университет в Москве» относится к «образовательным организациям, не имеющим специфики деятельности».

Виктор СОЙФЕР, председатель Общественной палаты Самарской области, заместитель председателя совета ректоров вузов Самарской области, президент СГАУ им. С.П. Королева:
- Я сам не занимался детальным мониторингом деятельности вузов в сфере образования, но по ощущениям качество образования в филиалах всегда ниже, чем на основной площадке учебного заведения. Дело в том, что филиалам гуманитарных вузов, как правило, не хватает грамотных лекторов. Ведь профессора из Москвы не поедут читать лекции в Самару или Тольятти. Филиалам высших учебных заведений технической или медико-биологической направленности попросту не хватает материальной базы. Вообще филиалы стали порождением коммерциализации системы образования. Было время, когда все вузы стремительно бросились зарабатывать деньги и начали открывать свои многочисленные филиалы. На мой взгляд, выход из сложившейся ситуации один: все эти филиалы необходимо потихонечку закрывать.

Нина КОСАРЕВА, депутат Самарской губернской Думы, член комитета по образованию и науке Самарской губернской Думы:
- Я считаю, что оценивать эффективность того или иного вуза можно по тому, насколько востребованы его выпускники на рынке. Оценивая педагогические вузы, можно, к примеру, учитывать число подготовленных их выпускниками победителей и призеров олимпиад или долю выпускников, работающих в образовательных организациях других регионов, в том числе - на селе. Для инженерно-технических вузов можно применить такие критерии, как доля выпускников, работающих на госпредприятиях и реализующих приоритетные для страны направления развития науки и технологий, а также долю НИОКР, выполняемых вузами по заказу госпредприятий. А для того, чтобы подготовить действительно эффективного специалиста, вузу нужна серьезная база и связь с производством. Например, у медицинского университета есть свои клиники,  у СГАСУ - плотная связь с предприятиями аэрокосмического кластера. А вузу или филиалу, где такая база отсутствует, я думаю, эффективного специалиста подготовить трудно.

Владимир ЗЕРНОВ, ректор Российского нового университета (РосНОУ), член президиума Союза ректоров России, Ассоциации юридических вузов России, председатель Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ):
- В моем понимании, проблема заключается в том, что наши государственные структуры до сих пор не могут определиться, что хотят получить от этого мониторинга. Если цель — повысить конкурентоспособность образования, то критерии должны коррелировать с показателями международных рейтингов. Если же цель — убрать с образовательного поля часть учебных заведений, которые представляют собой фабрики по выдаче дипломов, то необходимо ужесточить показатели, к примеру, учитывать доход от интеллектуальной собственности. Тогда многие вузы попадут в красную зону. Уверен, сегодня необходимо смотреть на вуз как на кластер постиндустриальной экономики, который может не только давать хорошее образование, совершать научные открытия, но и обеспечивать свою деятельность, при этом не полагаться целиком и полностью на финансовые вливания государства. Мне кажется, наша система образования достаточно развратилась именно из-за того, что вузы получают на научные программы огромные деньги, на деле не совершая каких-то переворотов в науке.

Николай КОЗЛОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца