Фактура

Мир DaVinci: количество стран-участников перевалило за пятьдесят

Мир DaVinci: количество стран-участников перевалило за пятьдесят

Роботы-инвесторы завоёвывают всё большую популярность.  Портал DaVincibot приводит такую статистику: представители 52 стран мира уже зарегистрировались в системе. Сегодня у компании 8000 партнёров, которые ежедневно получают доход, используя возможности робота-советника.  Автоматический...
28.02.2020

Культура

Левша-пацан: возвращение с...

Левша-пацан: возвращение с...

Левша-пацан — российский артист, саунд-продюсер, играющий в жанрах даб, регги, д...
04.03.2020

Город ZERO

Кипрские пальмы и офисы капитанов бандитизма...

Кипрские пальмы и офисы капитанов бандитизма...

Журналист Андрей Демидов (к сожалению, я с ним не знаком), оставил несколько своих наблюдений про период правления Дмитрия Азарова - экс-градоначальника Самары,...
19.02.2020
Мы в социальных сетях:

Куда пойти учиться? На рубеже мая – июня этот вопрос становится для некоторых жителей России особенно актуальным. Родители, да и сами будущие студенты надеются не прогадать и подать документы в наиболее престижное высшее учебное заведение. Но каковы критерии престижности того или иного вуза? Престижными в Самарской области всегда считались – аэрокосмический, архитектурно-строительный, технический, медицинский, экономический и педагогический университеты. Разумеется, не стоит забывать о классическом университете, который долгое время был единственным в губернии. Все эти вузы воспитали не одно поколение самарской интеллигенции. Казалось бы, чего проще, выбирай из этих семи учебное заведение себе по вкусу и получай высшее образование. Однако на практике не все так просто. Журналист «Самарских известий» с удивлением узнал, что на сегодняшний день в регионе действует 26 вузов и 23 филиала различных высших учебных заведений. А это значит, что возможности выбора увеличиваются, минимум, в 6,5 раз.

Рейтинг МВК

Мы уже писали о наиболее неэффективных высших учебных заведениях региона (ТОП-5 наименее эффективных вузов области). В материале использовали документы рабочей группы специальной Межведомственной комиссии (МВК), которая действует при федеральном министерстве образования и науки. МВК ведет мониторинг деятельности российских вузов.

В этой публикации мы попытались определить наиболее эффективные вузы региона. И вновь нам на помощь пришли данные рейтинга федерального министерства. Повторюсь: методика, по которой чиновники определяли эффективность вузов, внушает уважение. Каждое высшее учебное заведение, которое приняло участие в мониторинге, они оценивали по семи критериям: образовательная и научно-исследовательская деятельность, международная и финансово-экономическая активность, развитость инфраструктуры, возможность трудоустройства выпускников и, так называемые, «дополнительные показатели». Описание методики занимает 18 страниц, 5 из которых - многоступенчатые математические формулы. С их помощью для каждого критерия были определены пороговые значения. Считалось, что вуз соответствует показателю, если смог преодолеть эти значения. С подробными результатами анализа можно ознакомиться на сайте Главного информационно-вычислительного центра федерального агентства по образованию РФ. Нас же заинтересовал такой показатель успешности вуза, как дальнейшее трудоустройство его выпускников.


 Немного о методике

Эффективным считается вуз, показавший процент трудоустройства выше или равный 98,7. Эту цифру чиновники определяли по совокупности четырех критериев. Учитывалось число выпускников вуза, окончивших очное отделение, и не обратившихся в течение первого года после окончания учебы в службы занятости для содействия в трудоустройстве. Принималось во внимание и процентное соотношение трудоустроенных выпускников из числа обратившихся в службу занятости к общей численности выпускников очной формы обучения. Учитывали чиновники и соотношение числа выпускников-очников к числу нетрудоустроенных в течение года, из тех, кто обратился в службу занятости в первый год после окончания учебы. Фигурировало в мониторинге и соотношение численности выпускников-очников, не обратившихся в службы занятости в течение первого года после окончания учебы и признанных безработными, к общей численности выпускников-очников.

Кто нужнее всех?

Подавляющее большинство самарских вузов, к которым чиновники из Москвы применяли критерий «трудоустройство», продемонстрировали высокий процент. Исключение составило «Высшее учебное заведение «Институт менеджмента, маркетинга и права», показавшее 0 процентов трудоустроенных выпускников из 98,705 возможных. У остальных самарских вузов выпускники оказались востребованными на рынке труда. Показателей трудоустройства ниже 96% в рейтинге самарских вузов мы не нашли. А Самарская академия государственного и муниципального управления, Самарский институт бизнеса и управления, Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ», Тольяттинская академия управления и Тольяттинская консерватория (институт) продемонстрировали наивысший балл – 100% трудоустроенных выпускников. У остальных лидеров рейтинга по данному критерию цифры чуть ниже. Так, у Самарского государственного медицинского университета трудоустроенными оказались 99,849% выпускников. У Самарской государственной академии культуры и искусств - 99,492%, следом за ней идет Самарский институт - высшая школа приватизации и предпринимательства. У нее устроились на работу 99,482% студентов-очников. А вот выпускники Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева, получившего недавно статус национального исследовательского университета, показали результат - 99,308%. Замыкает десятку вузов, чьи выпускники являются самыми востребованными, Самарский государственный экономический университет. Работу смогли найти 99,244% его студентов.

Сергей Трибунский, ученый секретарь совета ректоров вузов Самарской области:

- Мониторинг, опубликованный МВК в 2014 году, далеко не первый. Оценивать эффективность вузов – дело крайне непростое. Именно поэтому методика ее определения является процессом живым, а, следовательно, переживает перманентную модернизацию. На определенном этапе, например, было принято решение при оценке эффективности вузов отслеживать параметры, связанные с трудоустройством их выпускников.
Действительно, способность молодых людей, окончивших то или иное учебное заведение, найти себя на рынке труда, можно назвать ключевым при оценке эффективности учебного заведения. Однако при использовании этого фактора следует помнить о существующих подводных камнях. Дело в том, что, оканчивая вуз, подавляющее большинство студентов просто-напросто теряет всякую связь со своей альма-матер, поэтому получить информацию о том, как сложилась их дальнейшая карьера, сотрудникам вуза очень сложно. Именно поэтому сейчас эта информация отслеживается с помощью службы занятости. Однако нужно учитывать, что факт обращения выпускника на биржу труда не следует считать показателем неэффективности вуза. Скорее, это показатель эффективности экономики региона, в котором находится вуз, насколько она способна предложить молодым людям привлекательные рабочие места. Напомню, что в своих указах президент России Владимир Путин поставил задачу создать до 2020 года 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест в России. И сейчас эта работа ведется.
Полную картину дальнейшего трудоустройства выпускников вузов существующие методики дать не могут. Но даже эти способы оценки демонстрируют высокий процент успешности выпускников высших учебных заведений Самарской области: ниже 95% этот показатель у вузов не опускается. Напомню, что определение эффективности вуза – процесс живой и, наверное, в ближайшее время появятся методики, которые позволят объективнее оценить ситуацию.


Александр Хинштейн, депутат Государственной Думы РФ:

- На протяжении длительного времени депутаты Государственной Думы, представители фракции «Единая Россия» настаивают на изменениях подходов при проведении так называемого мониторинга эффективности высших учебных заведений. Мы признательны Минобрнауки, что часть из наших предложений ими была учтена. В частности, с этого года мониторингу подвергаются не только государственные, но и негосударственные вузы, проводится мониторинг филиалов вузов, созданы так называемые пять отраслевых групп, сравнение внутри которых происходит исключительно по внутренним признакам. Однако целый ряд наших позиций и требований до сегодняшнего дня не был услышан руководством Минобразования. В их числе выделение в отдельную группу вузов педагогической направленности. Мы многократно говорили о том, что нельзя сравнивать педвузы с иными вузами, подходя с одними и теми же лекалами. С тем же успехом мы можем сравнивать, например, спортсменов в легкой и тяжелой атлетике, сравнивать бегунов и пловцов, исходя из их скорости. Нельзя подходить с одними и теми же мерками к вузам совершенно разной специфики. Почти четверть представленных в мониторинге вузов – педагогические. Но всегда эти вузы будут иметь более сложные показатели, чем, например, экономические и технические. Мы выступали и продолжаем выступать за то, чтобы художественные вузы оценивались по отдельной категории, а может быть, не участвовали в мониторинге вовсе по той причине, что они имеют совершенно особую специфику.

Владимир Андреев, ректор Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики:

- Методика определения эффективности вузов, используемая рабочей группой специальной межведомственной комиссии, способна объективно оценить деятельность большинства вузов, в том числе и Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики. В целом она рациональна, однако, на мой взгляд, требуется ее доработка в части показателя, характеризующего трудоустройство выпускников.

Николай КОЗЛОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца