Фактура

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Я не верю в срочность, с которой глава Тольятти Сергей Анташев собрал внеочередное заседание гордумы шестого созыва. Прямо скажем — срочность аварийную. При этом на самом заседании, мэр сидел, скрестив...
03.10.2018

Культура

Тольяттинцев и гостей горо...

Тольяттинцев и гостей горо...

Большое количество творческих и экологических инициатив Тольятти будет представл...
18.03.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Обычный летний полдень. Вдруг из-за деревьев возникает кавалькада всадников в шлемах и латах. Что это – сон? Съемки фильма на историческую тему? Вариантов много, но в минувшее воскресенье правильный ответ был только один.

10 августа на поляне между селами Старый и Новый Буян в четвертый раз состоялся международный военно-исторический фестиваль «Ратное дело». Точнее, его зрительская часть. Сам фестиваль длился несколько дней и собрал больше 200 участников из российских клубов исторической реконструкции, в том числе самарского клуба «Легенда».
Тема – противостояние русских воинов западноевропейским рыцарям и Золотой Орде в 13 веке. Но «Ратное дело» – это не только кольчуги, копья и мечи. Ярмарка, ремесленный ряд, исторические лагеря – это и многое другое было к услугам нескольких тысяч зрителей.

Богатырь в очках
При входе на поляну гостей встречают миниатюрные ветряные мельницы. Это невероятно удачный символ. Что еще предстоит увидеть зрителям, как не современных Дон-Кихотов?

Вдали раскинулись шатры. Деревянный крест вызывает скорбные ассоциации, но в данном случае это неверно. Крест обозначает занятое под лагерь место. Русские дружинники, фламандцы и воины Золотой Орды готовятся к сражению. 

Право стать участником (даже просто торговать на фестивальной поляне) надо было заслужить. Встречались такие строгие формулировки, как «все пластинчатые доспехи должны быть обоснованы материалами заявленного периода и соответствовать социальному статусу владельца». При подаче заявки требовалось предъявить «гражданский и боевой комплект, паспорт костюма». К продаже допускались только вещи, относящиеся к реконструкции заявленной эпохи, добротная стилизация и небольшое количество товара с символикой фестиваля. Объяснение простое: «Организаторы против духовного фаст-фуда». 

Такое чувство, что люди здесь живут жизнью, к которой по-настоящему лежит их душа. Они так красивы и естественны! Крестьянин, задумавшийся о чем-то на деревянной лавке, детвора, играющая у его ног... Восточные торговцы сидят прямо на траве, по-турецки скрестив ноги. Человек в подпоясанной рубахе сосредоточенно дорисовывает герб. По полю идет рыжеволосая красавица в длинном ярком платье – гордая фламандка. А вот и две русские горожанки в платьях из крашеного льна, с цветными ободками и бусами. У одной из них голова покрыта платком, как приличествует замужней женщине.

Аутентичность (подлинность) – излюбленное слово прибывших к нам из 13 века рыцарей, крестьян и горожан. Хотя у одного богатыря на носу очки – явно не аутентичная вещь.

Детям – раздолье. Они словно бы родились в этих рубашечках, с деревянными мечами и луками в руках. Двое босоногих мальчуганов лет пяти качаются на перевернутом щите и увлеченно разглядывают шлем. А третий, чуть постарше, практикует прыжки на дальность со свежеструганной скамьи. Сила и ловкость – вот девиз будущих рыцарей!

«Чуб – осознанный выбор»
Необычны не только наряды – но и лица, и глаза. Думаю, о каждом из участников можно было бы написать свою историю, потому что все собравшиеся здесь – по определению люди неординарные.

Хотя не всем достаются рыцарские доспехи.

Руслан приехал на фестиваль в качестве торговца сувенирами. Колоритный парень с бритой головой и казацким чубом, в одежде решил ограничиться шароварами. По его словам, хороший костюм стоит около 40 тысяч.
- В древности у каждого человека было два имени – общеупотребительное и домашнее. Рыжий, Сивый, Хромой... Откуда это идет? Во время боя нужно успеть прокричать прозвище товарища, чтобы помочь ему и самому уцелеть. 
Руслан – из оренбургских казаков. Реконструкцией увлекся четыре года назад. В прошлом году сам бился на ристалище. Про свой чуб говорит: «Это мой осознанный выбор».
- На улице, конечно, обращают внимание. Но украинскую тему народ не затрагивает. Коллеги сначала смеялись, потом привыкли. 
Руслан трудился на АвтоВАЗе. Ушел, когда почувствовал, что работа начала мешать делу жизни – мастерской «Русич». На прилавке Руса в числе прочих завлекательных сувениров представлена средневековая кожаная обувь – поршни. Правда, только детских размеров.
- Поршни – самая древняя обувь, они появились задолго до лаптей. Не шьются, а гнутся из лоскута сырой кожи. Их носили летом, налегке, или на покосе, где трава могла порезать. Отсюда и пошло выражение «шевели поршнями».

Мало что изменилось
Под колокольный звон зрители рассаживаются на холме. Ведущий кратко знакомит с историей 13 века.

Внизу на поляне разворачивается живая драма давно минувших лет. Зрители имеют уникальную возможность дышать одним воздухом с былыми героями. Если это и не машина времени, то достойная ее замена. 
 - Кочевники продолжают сбор кровавой дани... Вот они гонятся за женщинами. Неужели все кончится так плохо?.. Красивый момент: в лицо рыцарю летело копье, наклонил голову – мимо... Сейчас одного убили в спину – еще яркий момент... Группа воинов совершает фланговый обход, в центре – жесткая рубка...
Поистине несгибаемая воля нужна на такой жаре. Ратное поле похоже на раскаленную сковороду, отважным рыцарям приходится воевать не только с противниками, но и с волей небес. Завершается битва традиционным для фестиваля братанием и фразой ведущего:
- Будем надеяться, что со временем все войны останутся исключительно на военно-исторических фестивалях! – говорит ведущий. 

А пока грустная реальность такова: в прошлом году на «Ратном деле» было много гостей с Украины, в этом – всего один. Молодого человека зовут Юрий Мищенко, он приехал из Киева и представляет исторический клуб «Веверица». В реальной жизни Юрий студент-журналист и переводчик с китайского и польского. После того, как его выход объявляют через микрофон, многие начинают аплодировать.                                                     

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В наше время удивить исторической реконструкцией сложно, тем более что во многих областях России проводятся подобные фестивали: в Москве  «Поле Куликово», в Новосибирске «Сибирский огонь». Поэтому организаторы просто пытаются сделать «Ратное дело» наиболее приближенным и аутентичным реалиям 13 века.

В этом году в Самару приехала делегация из Иерусалима. Ее представитель Геннадий Нижник по профессии гид, историк, а по совместительству  реконструктор. «Мы приехали сюда за живой историей, во-первых набираться опыта, а во-вторых получить удовольствие», - говорит мужчина в кольчуге. Израильтянин отмечает, что в эпоху постмодерна мы потеряли что-то, что присуще Средневековью. Со стороны кольчуга, в которую он облачен, кажется воздушной, на самом деле она весит около пуда и состоит из 25 тысяч колечек. Израильтянин специально заказывал ее у тульского мастера.

Праздник подходит к концу. Многие согласны, что он удался. Пожалуй, единственный промах организаторов состоит в том, что они не сумели заказать в небесной канцелярии более комфортную погоду, в выходные было ну очень жарко. Мы же надеемся, что в следующий раз они учтут и это досадное упущение.

Анна ШТОМПЕЛЬ , Екатерина ИМУКОВА

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца