Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Сборная Волги по Солнечной...

Сборная Волги по Солнечной...

Сегодня портал News163.ru публикует рецензию Николая Зайченко на совместный альб...
21.08.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Сделать что-то вдохновенно, в идеале – мастерски, значит предъявить себя миру. И похвалы совсем не обязательны. Достаточно самой радости созидания. Именно поэтому люди, занимающиеся любимым делом, более счастливы тех, кто просто «зашибает деньгу». Можно творчески красить старый забор (как это делал Том Сойер на зависть соседским мальчишкам), а можно малевать картины на продажу, презирая себя и свой труд (независимо от заработка). Можно быть профессиональным артистом и халтурить на сцене, а можно – незрячим ребенком, который ступает на эту сцену с волнением и восторгом. Кто из них настоящий артист? Громкому имени я всегда предпочту искренность и вдохновение. 
Городской фестиваль «Мир, в котором я живу» уже 17-й год подряд позволяет выявить таланты среди школьников с ограниченными возможностями. По итогам районных туров независимое жюри определяет финалистов, а лауреаты награждаются дипломами, призами и туристическими поездками.
22 октября, в Праздник Белых Журавлей (день памяти всех павших на полях сражений), в школе-интернате №17 для слепых и слабовидящих состоялся отборочный тур в Советском районе. В нем приняли участие дети из коррекционной школы-интерната №111 и ЦВО «Творчество». Лейтмотивом концерта была дань уважения дедам и прадедам, защищавшим нашу страну в годы Великой Отечественной. Полтора часа юные артисты радовали зрителей песнями и плясками, хоровым и сольным исполнением. По окончании участникам вручили дипломы и мягкие игрушки.
Вот только результаты строгое жюри пока держит в тайне. 

«А где-то до сих пор идет война...»
Педагог-организатор Светлана Гриценко работает в школе-интернате №17 восемь лет: 
- Нагрузка большая, но детям нравится. Они с удовольствием участвуют во всех кружках. Вы же видели выставку наших работ! (Про многие поделки из бумаги, красок, ниток и самых неожиданных материалов и не скажешь, что они – «детские». – прим. автора). Несколько лет у нас не было хора, сейчас мы его воссоздали и назвали «Виктория» – «Победа». Все песни, которые сегодня прозвучат со сцены, посвящены 70-летней годовщине Великой Победы. И наш хор тоже исполнит три песни патриотического содержания. Родителей на отборочные туры мы не приглашаем. Понимаете, дети очень волнуются. У некоторых это первое выступление...
Светлана Валентиновна обнимает своих питомцев из хора, оказавшихся поблизости, – двух девочек и мальчика. Школьники постепенно заполняют зал. Наблюдая за публикой во время концерта, снова убеждаюсь в том, что это «обычные дети», как мне было сказано в мой первый визит (см. «Обычные дети на необычном уроке» от 17 октября 2014 года,, №154 (6822)). Кто-то увлеченно слушает и радостно аплодирует, кто-то ковыряет в носу и «отбывает срок». А два мальчика позади меня уткнулись в планшетники – ну чем они отличаются от своих ровесников? Только тем, что экран приходится подносить близко-близко к глазам...
Хор «Виктория» – больше 20 человек. Девочки и мальчики в традиционной праздничной одежде «белый верх, черный низ» и красных шарфиках, отдаленно напоминающих пионерские галстуки.

Прадедушка, прадедушка, он всю прошел войну,
От Волги и до самого Берлина.
Прадедушка, прадедушка, он защищал страну,
Он защищал жену свою и сына...

Дети поют с таким воодушевлением, так дружно топают (аж пол в зале трясется), что зрителям передается их настроение, и все начинают аплодировать в такт. Очень хорошая песня. Радует число незаезженных композиций, посвященных ВОВ, посыл которых близок подрастающему поколению.
Ансамбль «Серпантин» из школы-интерната №111 исполняет танец «Цветущая сакура». На несколько минут зал погружается в нежную, лиричную, таинственную атмосферу Страны восходящего солнца. Смотришь на этих девушек – и восхищаешься тем, как юность и искусство способны одолеть самый тяжелый недуг...
Их сменяет веселый ансамбль «Ложкари» с ложками и бубнами. На одной из девочек невольно останавливаешь внимание. Во-первых, она раза в два младше своих друзей, во-вторых, в руках у нее необычный музыкальный инструмент в виде металлического треугольника с палочкой. Инструмент издает приятный мелодичный звук. Как же он называется? Именно так – треугольник. Точно и незамысловато.
Во время одного из номеров случается забавный казус: под одной из судей ломается стул. Пострадавшая к происшествию относится с юмором: «Дети сразили меня наповал!» Конечно, не у всех голоса одинаково хороши, но манера исполнения – подкупает. Заученное копирование взрослой пластики и интонаций – это всегда немного грустно. Но ведь даже профессиональные артисты иногда переигрывают.
На сцене появляется девочка Саша со склоненной головой. На большом экране горит свеча, а потом мелькают черно-белые слайды... Песня «Белые панамки», посвященная погибшим в войну детям, трогает до слез.
Война – это не только прошлое. Алена Черненко, красивая девушка в длинном синем платье, напоминает нам об этом:

Мы знаем о войне лишь понаслышке,
Но матерям сегодня не до сна.
Ведь подрастают до сих пор мальчишки,
А где-то до сих пор идет война...

«Мама» по Брайлю
Как читают по Брайлю, я уже видела. Но неужели дети сами по Брайлю и пишут? Простите мне эту наивность. В новой среде сама чувствуешь себя ребенком. Школьный библиотекарь Вера Тарасикова берется восполнить мой информационный  пробел и сопровождает на урок в 4-й класс к Ларисе Ивлевой. Один из ее учеников, Максим Яковлев, только что исполнил для нас со сцены композицию на баяне.
- Молодец, хорошо играл! – хвалит Вера Александровна.
- Спасибо, - с достоинством отвечает артист.
На парте лежит раскрытая тетрадка – совершенно чистая. Только приглядевшись, можно заметить белые пупырышки или, правильнее, «точки». В руке у Максима специальный инструмент – грифель. Он напоминает маленькое шило, а с другого конца – рогатку, куда удобно помещать указательный палец. Максим фиксирует тетрадку в специальном зажиме и С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ЛИСТА начинает прокалывать, то есть писать  буквы. Некоторое время слышно только сосредоточенное сопение. 
- Не тяжело прокалывать?
- Нет, если он заточен.
- А что ты написал?
- «22 октября. Классная работа».
- А как учительница проверяет?
- Она знает по Брайлю.
Зрячие читают шрифт Брайля глазами. Говорят, это трудней, можно сказать, целое искусство. Читают по Брайлю, как обычно, слева направо, а пишут справа налево. Буквы должны быть зеркально отражены. Когда я спрашиваю у Максима, трудно ли этому научиться, он отвечает:
- Не очень.
- Вначале, конечно, трудность есть, - улыбается учительница. – Квадратик состоит из шести точек. У каждой – свое место и свой номер. Первые буквы, которым мы обучаем, – А, Б и Ц. Они самые простые. А в тех, где зеркальное отражение точек, дети часто путаются. (Как путаются в обычной школе при написании Е и З). Перед числом ставится специальный цифровой знак. Самое сложное – проверять работы по математике в старших классах. Это что-то! В обычном-то написании – и то страшно смотреть... (Смеется).
Первоклашек обучают письму на специальной линеечке с шестью дырками в каждом квадратике. В дырочки вставляются выпуклые «шляпки». Та же мозаика, только учебная. Максим протягивает мне такую линейку. В ней заполнены первые четыре квадрата. Точки повторяются: 3 – 1 – 3 – 1.
- Что здесь написано?
- «Мама», - говорит Максим.
Могла бы и сама догадаться...

Анна ШТОМПЕЛЬ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца