Фактура

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Я не верю в срочность, с которой глава Тольятти Сергей Анташев собрал внеочередное заседание гордумы шестого созыва. Прямо скажем — срочность аварийную. При этом на самом заседании, мэр сидел, скрестив...
03.10.2018

Культура

Писатель Владимир Козлов:.

Писатель Владимир Козлов:...

Известный писатель и режиссер Владимир Козлов (на фото) прокомментировал идею жу...
05.10.2018

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Один из символов Тольятти, легендарное судно на подводных крыльях, которое много лет стояло на постаменте в Комсомольском районе, уничтожили 28 сентября. Частник пригнал на Певческое поле технику и распилил «Спутник» на металлом. По информации портала News163.ru «ракета» мешала собственникам земельного участка построить на этой территории многоквартирный дом.

 

Власти Тольятти никак не комментируют этот инцидент, хотя по данным из открытых источников, в начале 2000-х годов «Спутник» был признан памятником истории и культуры Тольятти. Если эта информация подтвердится, то виновным в уничтожении судна грозит уголовная ответственность.

 

Журналист Евгений Леонтьев специализируется на теме транспорта. Он показывал «Спутник» всем желающим: и туристам, и местным жителям. Рассказывал историю этого уникального объекта и до последнего защищал его.

 

В тот день, когда уничтожали «Спутник», корреспондент News163.ru побеседовал с Леонтьевым.

 

«В конце 60-х — начале 70-х годов был такой конструктор — Ростислав Алексеев. Это советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов, - рассказывает Леонтьев, - Именно он — автор «Спутника». Но сначала появилась «Ракета». Коллектив под руководством конструктора Алексеева в 1957 году представил это судно на подводных крыльях на суд общественности. Другие разработки Алексеева тоже все знают: «Метеор, «Комета», «Буревестник», «Восход». Кстати, некоторые из этих судов до сих пор эксплуатируются».

 

По словам Леонтьева, основная проблема была в том, что такой транспорт оказался очень «прожорливым». И если во времена СССР на расход топлива не обращали внимание, то в 90-х стало понятно, что эксплуатировать суда на подводных крыльях накладно. Это главная причина, по которой скоростной флот на Волге пришел в упадок.

 

«Например, в Самаре сейчас только один «Восход» на ходу, остальные два находятся на сухом отстое. Они долго ржавели и гнили, позже в Тольятти их ремонтировали. «Восходам» поменяли двигатели и они стали более экономно расходовать топливо, - говорит Евгений Леонтьев, - Используют такой транспорт и в Санкт-Петербурге, и в Казани».

Леонтьев говорит, что скоростное судно на подводных крыльях «Спутник» - вершина карьеры конструктора Ростислава Алексеева. Это экспериментальная машина, существующая в единственном экземпляре. На этой фотографии вы видите, что от него осталось.

 

«Судно «Спутник», стоявшее долгое время в Комсомольском районе Тольятти, и которое с такой легкостью уничтожили, было одно в мире. Оно, конечно, похоже формой на «Метеор», однако на самом деле пассажировместимость «Спутника» в два раза больше», - говорит Леонтьев.

 

Журналист вспоминает, что «Спутник» ходил на дальние рейсы. Например, по маршруту «Тольятти — Набережные Челны». Или «Тольятти — Ульяновск». «Тольятти — Казань». Но спустя четыре года судно попало в аварию: задело бревна, которые сплавляли по Куйбышевскому водохранилищу. Так «Спутник» оказался сначала на приколе, а потом (из-за отсутствия средств на ремонт) — на постаменте.

 

«Как он стал частной собственностью? Не знаю, - признается журналист, - Какое-то время внутри судна располагался муниципальный (подчеркиваю, - прим. Леонтьев) Центр «Спутник». Но потом Певческое поле, на территории которого находилась «ракета», стали отдавать под застройку. В итоге там появились высотки».

 

Евгений Леонтьев был одним из тех, кто настаивал на том, чтобы «Спутник» сохранили и перенесли судно в технический музей ОАО «АвтоВАЗ» им. Сахарова. Однако власти по неизвестной причине отвергли это предложение.

 

Фото: Юлия Романенко, газета "Площадь Свободы".

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца