Фактура

Меркушкин, вернись!

Меркушкин, вернись!

Этой авторской колонкой я хочу начать серию материалов, посвящённых итогам работы Дмитрия Азарова на посту губернатора Самарской области. Если помните, в сентябре 2017 года в Самарской области развернулась бурная дискуссия. Дескать,...
06.06.2020

Культура

Что почитать? "Иг...

Что почитать? "Игра в...

Журналист "Самарских известий" Анна Штомпель (её материалы и расследования можно...
25.05.2020

Город ZERO

Разыскиваются медицинские маски...

Разыскиваются медицинские маски...

В ЖЖ, опубликовал расследование о том, как спекулянты пользуются тем, что в Москве отсутствуют медицинские маски. В этой истории не поставлена точка:...
04.04.2020
Мы в социальных сетях:

- Сам я профессиональный строитель, - представляется Сергей Ефимович Ковшов, - на «Прогрессе» возглавлял отдел капитального строительства, структуру, которая решает все организационные вопросы, связанные с возведением зданий.

Завод, которого нет

По словам ветерана, в те времена попасть работать на этот завод, было непросто.

- Даже говорить о том, что на территории Куйбышева находится такое предприятие, тогда было запрещено, - вспоминает Сергей Ефимович. – Никаких упоминаний в средствах массовой информации. Никаких ссылок. Помнится, директор «Прогресса» Анатолий Чижов баллотировался в депутаты Верховного Совета СССР. Так из его биографии вычеркнули название и профиль предприятия. Получилось, что кандидат Чижов руководит каким-то безликим «машиностроительным заводом». А то, что машины этого завода предназначены для космических дорог, знал лишь ограниченный круг посвященных.

Рекомендовал на предприятие Ковшова тогдашний заместитель главного архитектора города Анатолий Лобанов. 

- В то время я работал начальником ОКС нефтепровода «Дружба», так что опыт у меня был, но я и не представлял, где мне предстоит работать и каковы масштабы предприятия, - говорит Сергей Ефимович.

Космическая гонка

Работать на «Прогрессе» выпало в непростые времена.

- Противостояние двух сверхдержав СССР и США было в самом разгаре, - говорит он. – Борьба за лидерство в космосе велась особенно остро. Помнится, к нам на завод приезжал будущий начальник «Росавиакосмоса» Юрий Коптев. Тогда он возглавлял профильный главк в министерстве общего машиностроения, которое отвечало за обеспечение всех космических работ в Советском Союзе. Юрий Николаевич попросил собрать в актовом зале весь костяк завода: от начальников цехов и отделов до бригадиров.

- Коротко рассказал о противостоянии в космосе Советского Союза и США (речь шла о многоразовых кораблях), - вспоминает ветеран, - затем очень откровенно признал, что кроме куйбышевцев, это изделие никто изготовить не сможет. И прямо спросил: скажите, что вам нужно для того, чтобы вы выполнили это задание страны в установленные сроки? Скажите, что вам нужно?

После этого на предприятии закипела работа. Завод буквально обновился. Под глобальный новый проект завод выполнил техническое перевооружение производства, внедрил уникальные технологические процессы и механизмы.

- В числе объектов, которыми нам приходилось заниматься в то время, были уникальные производственные корпуса, - вспоминает Сергей Ефимович. - На их испытательных стендах удалось воссоздать жестокие нагрузки, которым на орбите подвергаются космические аппараты: экстремальные температуры, вакуум и т.д.

Директор - глыба

В то время завод «Прогресс» возглавлял Анатолий Алексеевич Чижов.

- Его рабочий день начинался в 8 утра, а заканчивался не ранее 9 часов вечера, - вспоминает Сергей Ефимович. - Он лично вникал в проблемы завода, становился инициатором многих дел, проводя по нескольку совещаний. Каждая суббота для него была таким же рабочим днем, как и… воскресенье. В «дни отдыха» он либо обходил заводские цеха, либо ехал в подсобное хозяйство, либо в какую-нибудь из заводских здравниц.

Дело в том, что наряду с активной перестройкой производства по личной инициативе Анатолия Чижова велось проектирование и строительство объектов инфраструктуры. Отдел Сергея Ефимовича принимал активное участие в разработке и реализации этих проектов. Строили здравницы, подсобное хозяйство с поселком из коттеджей в Богатовском районе, детским садом, бассейном, животноводческий комплекс. При Анатолии Чижове «Прогресс» на собственные средства вел и жилищное строительство. Предприятие ежегодного сдавало в эксплуатацию до 20 тыс. кв. метров ведомственного жилья. Благодаря этому до 700 заводчан каждый год могли справлять новоселье.

- Вопросы строительства и реконструкции завода, которые легли тогда на плечи Анатолия Чижова, были, разумеется, не главными, - говорит Сергей Ковшов. – Весь заводской коллектив решал задачи, в буквальном смысле слова, космического масштаба. 

О важности и сложности этой работы говорит хотя бы такой факт: для проведения оперативных совещаний на завод приезжали тогдашний министр общего машиностроения Олег Бакланов и министр обороны Дмитрий Устинов. Строители и заводчане достойно справились с заданием страны. И хотя в реализации масштабного космического проекта «Прогрессу» помогали коллективы более 1200 предприятий России, Украины, Белоруссии и других республик СССР, на которых работали сотни тысяч инженеров, ученых, рабочих, основную нагрузку в реализации этого масштабного космического проекта взял на себя именно самарский завод. Ему было поручено изготовление центрального блока «Ц» (II ступени), стартово-стыковочного блока «Я», а также сборка РН «Энергия» и стыковка ракеты с космическими объектами (КА «Полюс», ОК «Буран»). 

15 ноября 1988 года ровно в 6 часов по московскому времени с космодрома «Байконур» был осуществлен второй успешный пуск ракеты-носителя «Энергия», аналогов которой в мировом ракетостроении нет и сегодня. Ракета имела стартовую массу 2400 тонн и вывела на околоземную орбиту корабль «Буран». Он успешно совершил свой полет, и вины заводчан в том, что он был единственным, нет.

Николай КОЗЛОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца