Фактура

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Я не верю в срочность, с которой глава Тольятти Сергей Анташев собрал внеочередное заседание гордумы шестого созыва. Прямо скажем — срочность аварийную. При этом на самом заседании, мэр сидел, скрестив...
03.10.2018

Культура

Писатель Владимир Козлов:.

Писатель Владимир Козлов:...

Известный писатель и режиссер Владимир Козлов (на фото) прокомментировал идею жу...
05.10.2018

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

В начале ХХ века в Самаре появилась целая плеяда зодчих, которые начали активно застраивать город зданиями в стиле модерн. Среди них: Александр Зеленко, Дмитрий Вернер, Яков Ушаков-Решетников. Отдельные здания в стиле модерн построили также Александр Щербачев, Филарет Засухин, Георгий Мошков, Зельман Клейнерман. Список можно продолжить. Но сегодня пойдет речь о Михаиле Квятковском - самой загадочной фигуре среди самарских зодчих. Неизвестны его даты рождения и смерти, его происхождение, не найдены его портрет или фотография. Даже его отчество точно не установлено: одни исследователи (и среди них Ваган Каркарьян) считают, что архитектора звали Михаил Иванович; другие (в частности, Татьяна Алексушина и Наталья Басс) придерживаются мнения, что он был Михаил Фомич.

Слоны, бабочки и подсолнухи

Постройки Квятковского относятся к декоративному модерну, чаще всего обильно украшены лепным декором. Архитектору приходилось удовлетворять запросы заказчиков, а их вкусами часто определялся внешний (да и внутренний) облик зданий.

Первый заказ Квятковский получил в 1902 году от известного самарского подрядчика Алексея Нуйчева на строительство доходного дома. Он был построен в 1904 году на углу улиц Самарской, 149, и Почтовой (Рабочей), 19. Здание имеет три этажа и является ярким образцом модерна. Его угол скошен, как на многих самарских угловых домах, на втором этаже -небольшой эркер, а в верхней части фасада – граненый купол. Когда-то эркер поддерживали две фигуры атлантов, но сейчас они, похоже, разделили участь своих «коллег» с дома №55 по ул. Венцека.

Привлекают внимание широкие окна первого этажа с криволинейными очертаниями. На втором и третьем этажах – трехчастные окна. Фасад здания украшен декоративным орнаментом, среди элементов которого – слоны, бабочки и подсолнухи. Над окнами третьего этажа – декоративные маски. В качестве декоратора участвовала дочь Нуйчева – Екатерина, которая была скульптором.  В возведении дома принимал участие молодой, но уже известный архитектор Георгий Мошков.

К сожалению, фасад здания нуждается в срочной реставрации, многие декоративные элементы утеряны.

С сентября 1904 года начались занятия в гимназии сестер Харитоновых, которая разместилась в этом здании. Она отличалась высоким уровнем преподавания, пользовалась большим и заслуженным авторитетом. В советское время здесь находилась школа №25, а ныне – технический лицей.

«Аквариум» - в сторону простоты

Следующая работа Квятковского – ресторан «Аквариум» (ул. Самарская, 95), который принадлежал братьям Ивановым, владельцам гостиницы «Гранд-Отель». В отличие от дома Нуйчева здесь сделан шаг в сторону простоты. Декор на фасаде почти полностью отсутствует. Фасад здания симметричный, но симметрия нарушена одноэтажным пристроем с правой стороны, где находится главный вход. Разноэтажные объемы поставлены на высокий цоколь. На третьем этаже небольшой эркер, над ним своеобразная башенка. Привлекают внимание два подковообразных окна на первом этаже.

В ресторане «Аквариум» было варьете, цыганский хор, в 1917 году здесь разместились профсоюзные организации, комитеты партий большевиков, меньшевиков и эсеров, а также редакция газеты «Приволжская правда». В 1922 году в здании проходил первый в Самаре пионерский слет. Впоследствии здесь разместился театр юного зрителя, но в годы реформ он прекратил свое существование, а его место занял торговый центр «Аквариум». В настоящее время рассматривается вопрос о размещении здесь театра кукол.

«Квят» - по-польски «цветок»

Теперь перейдем на улицу Куйбышева к дому №111 (гостиница «Бристоль-Жигули»). Первоначально здание было построено в 1870 году, принадлежало купчихе Субботиной, затем братьям Ивановым. В 1908 – 1909 годах проведена реконструкция по проекту Квятковского. Фасад получил черты стиля модерн: декоративные ограждения балконов, над окнами первого этажа – лепнина в виде букетов цветов. Надо сказать, что таким способом Квятковский «увековечивал» свою фамилию: «квят» по-польски означает «цветок».

Гостиница «Гранд-Отель» в советское время получила название «Жигули». Во время Великой Отечественной войны в гостинице находилось представительство комитета национального освобождения Франции, эвакуированное из Москвы. В память об этом на фасаде установлена мемориальная доска.

Вместо башенок - «пирамидки»

На ул. Фрунзе, 144 находится интересный особняк в стиле модерн, его архитектором был также Михаил Квятковский. Это бывший дом купчихи Новокрещеновой, построенный в 1909 – 1910 годах. Фасад здания асимметричен; интересен эркер в правой части фасада, а также декоративная стенка – аттик, которая венчает левую сторону здания. На фасаде лепные цветы и стебли орхидей – любимого цветка архитекторов стиля модерн.

Теперь перейдем на улицу Алексея Толстого, к дому №30. В здании причудливо сочетаются готика и модерн. Первоначально, еще в середине ХIХ века здесь стоял 2-этажный дом купца Буреева. Затем в начале ХХ века размещалось отделение Волжско-Камского банка. Позднее дом и участок с садом перекупил купец Субботин, перестроил и подарил своей дочери. Дом известен под названием «дом Субботиной-Маркисон»: до реконструкции хозяином дома был Маркисон.

Квятковский надстроил дом, придал ему черты модернизированной готики (в 1908 – 1909 годах). Фасад здания симметричен, увенчан готическими башенками. К сожалению, во время «реконструкции» 1995 года они были утрачены и заменены «пирамидками» из жести. Интересны эркер в центре фасада, стрельчатые окна третьего этажа, а также то, что боковые фасады здания тоже имеют свою отделку, что было довольно редким приемом в архитектуре модерна.

К сожалению, здание находится в аварийном состоянии, фасад и декоративные элементы разрушаются на глазах. Если не принять срочных мер по его реставрации, здание может погибнуть.

«Дом Кичаевой» - недострой

Коротко еще о двух работах Михаила Квятковского в Самаре. Неподалеку, на углу улиц Комсомольской и Алексея Толстого (№31 – №33), стоит здание бывшего реального училища, оно было перестроено и реконструировано в 1907 – 1908 годах архитектором Платоном Шаманским, но в реконструкции принимал участие и Квятковский.

Наконец, на ул. Фрунзе, 171 (на площади Чапаева, напротив бокового фасада драмтеатра), слева от деревянного дома Поплавского с башенками (архитектор Александр Щербачев), располагается скромный, невыразительный 2-этажный кирпичный дом с магазином «Продукты». Вызывает удивление, что его архитектором был тоже Михаил Квятковский. По проекту он должен был иметь три этажа с фасадом в стиле модерн, но была построена только малая часть этого здания. В Самаре оно известно как «дом Кичаевой». 

 

Степан СМИРНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца