Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Хороводы и гуслетерапия на...

Хороводы и гуслетерапия на...

Продолжаем знакомить читателей с программой фестиваля «Красная собака», который...
03.06.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Горожанам хорошо знаком красивый особняк в стиле модерн на углу улиц Красноармейской и Фрунзе - дом Курлиной. Построенный в 1903 году по проекту выдающегося архитектора Александра Зеленко, он немало повидал за более чем сто лет своего существования. Здесь размещались и контрразведка белочехов в годы гражданской войны, и посольство Швеции в годы  Великой Отечественной, и Облоно.

С 1989 года в особняке обитает музей краеведения, точнее, отдел истории до 1917 года. Зданию не везло: то пожар, то другие бедствия. Много лет оно пребывало в состоянии «вялотекущего ремонта». Наконец, в декабре 2012 года в нем открылся музей модерна – пожалуй, лучший из вариантов использования этого особняка. Но долгое время экспонатов было немного. И вот спустя два года, 4 декабря, прошло открытие залов постоянной экспозиции.

Перед открытием состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие директор музея модерна Михаил Савченко и заместитель директора по науке Самарского историко-краеведческого музея им. Алабина Ирина Крамарева, прежде заведовавшая отделом истории прошлого в музее им. Алабина, который размещался как раз в особняке Курлиной. 

За два года существования музея модерна было проведено более 100 мероприятий, в том числе несколько выставок. Экспонаты приобретались на средства из бюджета музея им. Алабина. Были также субсидии из областного бюджета: в 2013 году - 1 млн. рублей, в 2014 – 500 тыс. рублей. В этом же году было выделено из федерального бюджета 21 млн. 478 тыс. рублей, на эту сумму приобретены 23 предмета – образцы декоративно-прикладного искусства эпохи модерна, среди которых есть шедевры европейского уровня.

Сегодня ведется проектирование второго этапа экспозиции, цель которой – рассказать о модерне языком, доступным для детей в возрасте от 5 до 9 лет по программе «Сеттлемент». Автором программы был архитектор этого здания Александр  Зеленко – он был не только зодчим, но и педагогом.

В 2014 году в музее побывало более 25 тысяч посетителей. Его создатели уверены, что это не предел. Тем более, что у музея большие планы на будущее. В следующем году намечены переговоры с музеем-заповедником «Абрамцево» под Москвой. Участники абрамцевского кружка внесли большой вклад в становление и развитие русского модерна: среди них были выдающиеся художники, архитекторы, скульпторы. Предполагается, что результатом сотрудничества  с "Абрамцево" станет экспозиция «Основа модерна», которая будет размещаться в 4 залах: это «Наука»; «Знаки модерна»; «Мировой модерн»; «Российский модерн».

Но это в будущем. А пока гостей музея ждет экскурсия по комнатам, где когда-то жили Курлины. В столовой сохранился камин, лепные маскароны под потолком, буфет-горка для посуды, сервант, стол и 6 стульев. Не все из этих предметов принадлежали Курлиным, но они подобраны так, чтобы воссоздать эту эпоху. Под люстрой расположился стол, на столе – крюшонница, чем-то напоминающая стеклянный самовар с металлическими ободками.

Следующая комната – будуар хозяйки дома. Привлекает внимание лепнина на потолке в виде нимфы. Здесь представлены предметы одежды, а также щипцы для завивки волос и, что совсем необычно, щипцы для растягивания перчаток.

В кабинете хозяина дома – камин, письменный стол, книжный шкаф с энциклопедическими изданиями, над камином – картина Константина Головкина «Заволжье».
В день открытия экспозиции после экскурсии состоялся небольшой концерт: трио исполнителей (2 скрипки и виолончель). Музыка Иоганна Штрауса, Антонина Дворжака, Брамса и других европейских композиторов оказалась невероятно созвучной с атмосферой музея.

Степан СМИРНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца