Фактура

Нигаматзянов, верни наши деньги! (ВИДЕО)

Нигаматзянов, верни наши деньги! (ВИДЕО)

Жители Тольятти жалуются на авторитетных бизнесменов, которые оказывают на них давление. Речь идёт о Руслане Нигаматзянове - предприниматель долгое время фигурировал, как член ОПГ Игоря Ильченко (Игривый). Сегодня он контролирует...
16.09.2019

Культура

Художник Макс Ши предлагае...

Художник Макс Ши предлагае...

31 августа, в Одинцовском городском округе Московской области, в микрорайоне Нов...
04.09.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Продолжение. Начало в №173 за 22 ноября

Молебен на строительство
9 марта 1895 года контракт был уточнен и дополнен тем, что акционерное общество обязалось начать постройку линии от Хлебной площади до Молоканского сада не позднее 1 октября 1896 года. Весной 1895 года Технический совет Министерства внутренних дел утвердил проект постройки конно-железной дороги в Самаре. К строительным работам приступили 29 апреля 1895 года после 9-летнего перерыва.  В тот день в первом часу дня на углу Алексеевской (Красноармейской) и Самарской улиц протоиерей Иванов отслужил молебен, на котором присутствовали городской голова, члены городской управы, председатель земской управы Кисловский, гласные Думы и простые жители города. Сразу же после молебна начались работы, которыми руководил инженер Векшин.

В мае были уложены пути по ул.Садовой в Солдатской слободке от Воскресенской (Самарской) площади до Молоканского сада и земской больницы, в начале июня – по всей Самарской и Москательной (Льва Толстого) улицам до Троицкой площади (сквер Высоцкого), а затем по Панской (Ленинградской) от Соборной (Молодогвардейской) до Саратовской (Фрунзе). В конце июня работы велись по ул.  Дворянской (Куйбышева) и Воскресенской (Пионерской), а в первых числах июля были уложены последние рельсы на Хлебной площади. Весь одноколейный путь от Молоканского сада до Хлебной площади длиной 5,4 км был готов. На нем имелись разъезды для встречных вагонов.

"Вагончик тронулся"
15 июня из Воронежа прибыли по железной дороге 11 вагонов конки. Их доставили в депо конно-железной дороги напротив Молоканского сада. Вагоны до этого принадлежали Воронежской конке, но оказались там лишними. Воронежская и самарская конки принадлежали одному «Акционерному обществу городских и пригородных конно-железных дорог в России», и поэтому передача вагонов из  Воронежа в Самару прошла без проблем. Вагоны были закрытыми, имели по 5 окон с каждой стороны, 2 скамейки вдоль стены с 16 сидячими местами и открытые площадки спереди и сзади (второй класс). Через некоторое время прибыли еще 6 вагонов, всего их стало 17. Лошади поступили из Симбирской губернии. Все работы закончились в начале июля. Управляющим конным трамваем стал его строитель Векшин. Официально движение открылось 9 июля, в воскресенье, по линии Хлебная площадь –

Троицкий базар – Молоканский сад. Парк и все постройки были украшены национальными флагами. Все участники открытия в пяти вагонах проехали до Алексеевской площади.
Регулярное движение вагонов началось на следующий день, 10 (22 н.ст.) июля 1895 года в 12 часов дня. В первый день пущено 8 вагонов, и они были переполненными. На конечных станциях были устроены разъезды-тупики; оборотных петель, как сейчас, тогда не было. Вагоны стояли в тупике, а лошади перепрягались с передней площадки к задней, после чего вагон отправлялся в обратный путь. Каждый вагон тянули 2 лошади (иногда одна). Число вагонов на линии ограничивалось числом промежуточных разъездов – вагоны были обязаны ждать встречный на разъезде.

Выручка - 300 рублей. Ежедневно
Маршрут был разделен на 2 станции: от старого собора у Хлебной площади до Троицкого базара и далее до Молоканского сада. За каждую станцию взимались 5 копеек внутри вагона и 3 копейки на открытой площадке. Для гимназистов введены абонементные книжки – 23 билета за 1 рубль, по ним можно было проехать 2 станции за 1 билет. В конце лета 1895 года ежедневная выручка составляла 250 – 300 рублей при расходе в 80 – 100 рублей.

Таким образом, конка давала хорошую прибыль. Последний вагон от Молоканского сада в центр уходил в 9 часов вечера. Летом и до конца сентября по линии ходили 17 вагонов, а зимой только 10. Бывали и курьезные случаи: иногда лошади «артачились», не хотели двигаться с места; пассажирам приходилось выйти из вагона и идти пешком. Благодаря большим доходам было решено подвести линию к вокзалу вдоль ул. Москательной (Льва Толстого).

Ее и проложили весной 1896 года, а 15 июня открылось движение от вокзала до Хлебной площади. Управляющий самарской конкой предлагал в конце 1895 года выстроить кольцевую линию приблизительно по проекту 1886 года: от угла Панской (Ленинградской) вдоль Дворянской (Куйбышева) мимо Струковского сада до театра, далее по Почтовой (Шостаковича) мимо собора до Самарской улицы, где она могла бы соединиться с главной линией. Жители северной части города предлагали проложить линию конки от Молоканского сада к даче Аннаева, далее по мосту через нынешний Силикатный овраг в район дач и лагерей до Постникова Оврага, далее мимо кумысолечебного заведения Постникова до Барбошиной Поляны. Первый проект воплощен не был, а вторая линия была частично выстроена через 5 лет.

Третья "дачная"
В 1897 году намечалось построить грузовую ветку конки от Хлебной площади к Волге. В июне 1897 года в парке дороги имелось 17 вагонов, длина сети составила 7,4 км.
Весной 1900 года пришел черед третьей «дачной» линии. В апреле пути были уложены вдоль ул. Ново-Садовой до мужского монастыря, а в мае – до лагерей и Постникова Оврага. Через Анниевский овраг (ныне Силикатный) был выстроен каменный мостик. Для новой линии пригнали новых лошадей из Симбирской губернии. 1 июня 1900 года движение открылось от Молоканского сада до лагерей, а в середине июня – до Постникова Оврага. Билет стоит дороже городского – 8 копеек.

Линия стала очень популярной, она работала только в дачный сезон (с 15 апреля по 15 сентября), зимой движение прекращалось. Сначала здесь ходили 4 вагона, но летом 1901 года были получены дополнительные вагоны. После открытия этого маршрута в городе стали действовать 3 линии:
Хлебная площадь – Троицкий базар – Молоканский сад;
Хлебная площадь – Троицкий базар – вокзал;
Молоканский сад – лагеря – Постников Овраг (дачная).

Протяженность всех линий с 1900 года и до полного закрытия движения конки составляла 12,7 км. Все линии были одноколейными с разъездами.
В 1902 году рассматривался вопрос о продлении дачной линии от кумысолечебницы Постникова до Барбошиной Поляны. Был составлен проект линии с мостом через Постников Овраг, но реализован не был. По этому направлению в 1916 году до 4-й Просеки (ныне ул. Советской Армии) была проложена линия электрического трамвая, а на Поляну им. Фрунзе он пришел только в 1954 году. Для пассажиров дачных вагонов с 21 июня 1900 года были введены абонементные книжки (100 билетов) ценой 5 рублей, что делало поездку на 3 копейки дешевле (вместо 8 копеек – 5).

Хороший пешеход быстрее лошади
К 1909 году управляющим самарской конкой стал Сыроваткин. К этому времени ее линии соединили наиболее оживленные места города. Конка работала с полной нагрузкой, давала большую выручку, вагоны были постоянно переполнены. Построенные в 1890 году, они за почти 20 - летний срок эксплуатации стали приходить в негодность. В газетах того времени публиковались жалобы на работу конки: крыши растрескались и протекают во время дождя, вагоны переполнены, скорость очень медленная, пешеход порой идет быстрее конки.

В ноябре 1909 года самарская конка вместе с конками Минска, Воронежа, Тулы и Вильно перешла в руки нового бельгийского «Общества городских и пригородных трамваев в России». Оно собиралось приступить к электрификации своих линий, но стремление города к муниципализации трамвая отбило всякую охоту вкладывать средства в модернизацию старого хозяйства. В 1914 году после смерти управляющего конкой Сыроваткина эту должность занял бывший бухгалтер управления Зыков.
В 1910 – 1915 годах цены на проезд оставались неизменными: по городу - 5 копеек, за две станции – 7 копеек, а на дачной линии – 8 копеек.

Степан СМИРНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца