Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Художник Макс Ши предлагае...

Художник Макс Ши предлагае...

31 августа, в Одинцовском городском округе Московской области, в микрорайоне Нов...
04.09.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

850 тысяч - на все
В конце апреля 1913 года Павел Суткевич запросил на строительство трамвая сумму в 850 тысяч рублей, в том числе на расширение электростанции - 150, строительство трамвайной подстанции – 25, устройство путей – 285, устройство контактной сети – 60, устройство кабельных сетей – 45, сооружение парка и мастерских – 150, приобретение и оборудование подвижного состава – 50, разные расходы – 20, непредвиденные расходы – 35, на содержание технического надзора – 30 тысяч рублей. Получив деньги от займа, он приступил к строительным работам.

В начале года Дума постановила заготовить весь строительный материал (камень, кирпич, песок, гальку и т.д.). В мае в городской управе было создано трамвайное бюро, которое стало ведать всеми строительными делами и заказами для трамвая. В его работе активно участвовал Сергей Постников. В мае были разосланы письма с запросами во все российские компании по выпуску трамвайного оборудования, в Москве были заказаны рельсы. На берегу Волги, в районе дровяной пристани, на месте нефтяного склада отвели место для пристроя к городской электростанции.

Официальным началом строительных работ считают 3 июня 1913 года – день закладки пристроя для трамвая на городской электростанции. В этот день здание электростанции и проезд к нему были украшены зеленью, флагами и полотнищами. Состоялся молебен, на котором присутствовал губернатор Николай Протасьев и представители почти всех общественных и правительственных учреждений Самары. В фундамент пристроя к электростанции была положена грамота с указанием, при каком составе Думы заложен трамвай. На грамоте расписались губернатор и представители городского самоуправления.

Работа закипела
В июне 1913 года начались строительные работы на пристрое к электростанции и на постройке зданий вагонного парка на углу улиц Полевой и Соловьиной (Мичурина). На строительные работы вышел весь технический персонал и подрядчики. В дело пошли 900 тысяч штук кирпича, два паровых турбогенератора по 1250 лошадиных сил, а также преобразователи тока. Столбы для линий намечалось делать железными, трубчатыми. Ответственным за электротехническую часть строительства стал сам Павел Антонович, надзор за постройками поручили городскому архитектору, техническим помощником Суткевича стал инженер Вознесенский, который до этого строил трамвай в Царицыне (ныне - Волгоград), где трамвай тоже был построен муниципальным способом, но на два года раньше, чем в Самаре. Заведующий московским трамваем Поливанов рекомендовал самарской управе заказать вагоны уменьшенного типа: длиной 2,4 м, двухосные, с двумя моторами, весом 12 т, с поперечными скамьями на 22 места, внутри с отделкой из дуба и сосны. Моторные вагоны должны быть снабжены электрическим, воздушным и ручным тормозами, а прицепные (на дачной линии) – ручным, а также автоматическими предохранительными сетками впереди вагона и откидными ступеньками.

В августе 1913 года трамвайное бюро заказало паровые котлы и топки для электростанции, подземные кабели и вагоны на Коломенском заводе; в октябре и ноябре – распределительные щиты для подстанций, рельсы, столбы и трансформаторы. Все это оборудование было заказано на российских заводах и поступило в Самару в конце 1913 – начале 1914 годов. Весной 1914 года прибыли 150 тысяч пудов рельсов (в апреле прибыла их последняя партия в 26 тысяч пудов), контактная сеть с кольчугинского завода (Кольчугино – город во Владимирской области).

Пять маршрутов параллельно конке
В апреле того же года провели разбивку трасс трамвайных линий. По техническому проекту, который составил Суткевич, в первую очередь предполагалось проложить 5 трамвайных маршрутов, причем все линии должны были пройти по улицам, параллельным линиям конки, чтобы забрать у конки как можно больше пассажиров и лишить ее прежних доходов.  К строительству были намечены следующие линии:

1. Мещанский поселок – ул. Мещанская (Пролетарская) – ул. Мельничная (Клиническая) – ул. Соловьиная (Мичурина) – ул. Полевая – ул. Ильинская (Арцыбушевская) – ул. Алексеевская (Красноармейская) – ул. Саратовская (Фрунзе) – Хлебная площадь.
2. Трамвайный парк – ул. Полевая – ул. Самарская – Воскресенская (Самарская пл.) – ул. Троицкая (Галактионовская) – ул. Заводская (Венцека) – Алексеевская пл. (пл. Революции).
3. Вокзал – ул. Алексеевская (Красноармейская) – ул. Троицкая (Галактионовская) – ул. Заводская (Венцека) – набережная – ул. Алексеевская (Красноармейская) – вокзал (круговая линия по часовой стрелке).
4. Обратно №3 (круговая линия против часовой стрелки).
5. Трамвайный парк – ул. Соловьиная (Мичурина) – современные улицы Луначарского и Ново-Садовая, мимо Трубочного завода (завод им. Масленникова), лагерей, по мосту через Постников овраг и до угла 4-й Дачной просеки (ул. Советской Армии).

Все линии, кроме последней и ветки внутри Мещанского поселка, строились двухколейными. 20 апреля 1914 года начались работы по укладке рельсовых путей и состоялась торжественная закладка трамвая. Накануне на углу Саратовской (Фрунзе) и Заводской (Венцека) было уложено несколько звеньев пути и устроена палатка для молебна.
После молебна и провозглашения многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, начальнику губернии и строителям, духовенство с крестом и святой водой отправилось на уложенные пути. Окропив последние святой водой, первый костыль вбил в шпалу протоиерей Мейеранов, второй – городской голова Сергей Пермяков, третий – председатель трамвайной комиссии Сергей Постников.

28 верст из 35 до Первой мировой
В апреле рельсы уложили на улице Заводской (Венцека), Троицкой (Галактионовской), Полевой (около земской больницы), Самарской. Строительство велось одновременно с двух сторон – от центра (Алексеевской площади) и от трампарка. В мае – по улицам Саратовской (Фрунзе), Алексеевской (Красноармейской), Ильинской (Арцыбушевской). Вдоль путей устанавливались железные столбы. Укладка путей на набережной, по спуску на ул. Заводской (Венцека), к вокзалу, на Мещанский поселок и к Постникову оврагу началась в июле, но из-за начала первой мировой войны (в конце июля) путевые работы на некоторых из них закончены не были – они завершились в 1915 – 1916 годах. Для дачной линии нужны были легкие рельсы, их заказали на Керченском металлургическом заводе, но из-за нехватки вагонов на железной дороге их так и не доставили в Самару.

Расширение городской электростанции завершилось в июне 1914 года, т.е. до начала войны. Провода и другое электрооборудование прибыли в Самару в июне – июле, в июле же шел монтаж контактной сети, и линия №2 к началу войны была целиком готова. Летом 1914 года построены большая часть линий, электростанция и трамвайное дело. Дело оставалось за вагонами. Они были заказаны еще в августе 1913 года на Коломенском заводе - всего 60 штук. В июне 1914 года Постников приехал на завод и обнаружил, что к сборке первого образцового вагона еще не приступали. Только по его настоянию 12 июня заложили первый вагон. Тормоза изготавливал Петербург, моторы – Рига, бандажи – Кулебаки Нижегородской губернии. В Петербурге в июне были заказаны трамвайные билеты. В середине июля уложены пути на Алексеевском спуске (ул. Красноармейская вдоль Струковского сада) с поворотом на набережную, натянуты провода по улицам Полевой,  Самарской и Троицкой (Галактионовской), началась укладка рельсов на загородной линии. Всего в 1914 году уложили 28 верст из 35.

Суткевичу война не указ
В связи с началом войны все строительные работы на трамвае замерли. Прекратились поставки, многие рабочие были мобилизованы. Замедлились отделочные работы в депо, постройка вагонов в Коломне прекратилась. Выстроенный на 95% самарский трамвай не мог работать из-за мелких недоделок и полного отсутствия вагонов. Только благодаря стараниям Суткевича, который несколько раз ездил в Коломну и «нажимал» на администрацию завода, первый «образцовый» или «пробный» вагон был достроен и прибыл в Самару 11 ноября 1914 года, а к началу 1915 года вчерне был закончен монтаж первой партии из восьми вагонов. К этому времени удалось устранить все недоделки в депо и на линии первой очереди.

«Вагончик тронулся...»
Газета «Волжский день» 14 ноября 1914 года так написала о пробной поездке трамвайного вагона: «Наш сотрудник утром отправился в парк, чтобы осмотреть вагон. Красивый, чистенький вагон производит очень приятное впечатление и внешностью своей напоминает вагоны петроградского трамвая, но несколько короче последних. Деревянная часть сделана из красного дерева. Сиденья расположены поперек вагона, по образцу московских вагонов.

Мест для сидящих – 22, затем до 15 – 18 человек могут стоять на площадках или в проходе. …Вагон имеет три тормоза: воздушный, электрический и самый простой, ручной… К 2 часам дня инженер Евгений Джунковский закончил подготовку вагона к испытанию в движении и произвел исследование удовлетворительности всех отдельных частей. В 2.30 был дан ток с электрической трамвайной подстанции на берегу Волги из недавно устроенных там умформеров (преобразователей тока – прим. авт.) Прибывшие к этому времени в парк инженеры-строители трамвая, член управы Дмитрий Мясников и несколько лиц технического персонала заняли в вагоне места для публики, а Суткевич – место вагоновожатого. Вагон плавно тронулся с места и вышел из парка на площадь. Здесь собралась толпа любопытных и с большим энтузиазмом приветствовала вагон криками «Ура!» Вагон прошел на Соловьиную улицу (Мичурина), потом проследовал по Полевой и Ильинской (Арцыбушевской) до угла Симбирской (Ульяновской). Так как это была лишь проба исправности вагона, то Суткевич не счел возможным пустить вагон полной скоростью, которая была лишь доведена до 8 – 10 верст в час. Толпа любопытных почти все время старалась не отставать от вагона и по дороге все росла и выражала свое одобрение криками. От угла Сибирской и Ильинской вагон отправился обратно в парк. Мотор все время работал хорошо, тормоза действовали безукоризненно.

Прохождение всех стрелок и кривых было вполне плавно без толчков и без искр в проводах, что указывает на полную надежность оборудования. Вагон, до прибытия в конце ноября партии других вагонов в числе 8 – 10, рейсировать не будет. Но его используют для обучения вагоновожатых. Впрочем, персонал вагоновожатых предполагалось, главным образом, набирать из лиц, уже раньше работавших в этой должности на трамваях. По прибытии первой партии вагонов намечено открыть сначала Троицкую линию от Соловьиной по Полевой, Воскресенской пл., Троицкой и Заводской ул. до Алексеевской площади и обратно.
Саратовская линия будет открыта по прибытии достаточного количества вагонов второй очереди».

Комиссия - «за»
16 января 1915 года приемочная комиссия под председательством губернского инженера Платона Шаманского произвела осмотр первой линии трамвая от депо по улицам Полевой, Самарской, через Воскресенскую площадь, улицам Троицкой (Галактионовской), Заводской (Венцека) до Алексеевской площади (пл. Революции). По этой линии 13 ноября прошел единственный вагон, который к этому времени имелся в парке. После осмотра линии комиссия высказалась за «полную возможность допущения движения электрического трамвая по освидетельствованной линии» («Голос Самары», 18 января 1915 года). Открытие движения сдерживалось отсутствием вагонов. Первые 4 вагона прибыли из Коломны 27 января, а вторая партия (тоже четыре вагона) – 9 февраля. Для открытия движения были обучены вагоновожатые для обслуживания пятнадцать вагонов, отпечатано 28 млн трехкопеечных билетов. Управляющим трамвая вплоть до полного окончания его постройки был назначен Суткевич, а его помощником - инженер Рохлин.

Степан СМИРНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца