Фактура

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Я не верю в срочность, с которой глава Тольятти Сергей Анташев собрал внеочередное заседание гордумы шестого созыва. Прямо скажем — срочность аварийную. При этом на самом заседании, мэр сидел, скрестив...
03.10.2018

Культура

Планы на выходные: отправл...

Планы на выходные: отправл...

Это место давно стало легендарным туристическим объектом. Хотя бы однажды тут ст...
10.04.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Варвара Акинина тихо скончалась в окружении родственников 9 февраля 1995 года. Ей было 103. Немногие самарцы дотянули до такого почтенного возраста. Казалось бы, в ее жизни было все - от любви до войны Удивительное долголетие Варвары Гордеевны интересно еще и тем, что она – первая пассажирка  самарского трамвая, немного не дожившая до его 80-летия.

Наша героиня была женой одного из проектировщиков городского трамвайного парка и линий пути Николая Акинина. Когда 12 февраля 1915 года в Самаре состоялся торжественный пуск электрического трамвая, молодые супруги были в числе почетных гостей, а Варвара Гордеевна удостоилась чести занять место в первом трамвае №2, который вышел из ворот трампарка. Вот как вспоминала об этом событии сама Акинина: «Когда трамвай был готов, были приглашены городской голова и самарский архиерей. Отслужили молебен. Затем главный инженер трампарка и городской голова стали по обе стороны ворот трамвайного депо и натянули ленту. Право перерезать ленту было предоставлено самарскому архиерею. И первый самарский трамвай №2 отправился в путь…»

Варвара Гордеевна родилась 17 декабря 1891 года в степном селе Августовка Николаевского уезда Самарской губернии в семье участника боев с турками под Шипкой в 1878 году, русского солдата Гордея Филякина и его супруги Евдокии Елизаровны. Когда Варенька подросла, родители отдали ее в церковно-приходскую школу, которую она окончила с отличием. Быстро пролетело счастливое детство, и в 1910 году юная Варенька уезжает в Самару с целью получить профессию медицинской сестры. Увы, это оказалось невозможным. Пыталась научиться печатать на машинке, перепробовала другие профессии. В 1913 году грамотная, трудолюбивая девушка устроилась работать кассиром в галантерейный магазин купца Попова на Соборной (ныне Молодогвардейской) улице в доме №94 (вблизи нынешнего универмага «Детский мир»).

Молодые люди заходили туда не только что-то купить, но и полюбоваться Варенькой. Особенно настойчивым оказался один молодой, но очень серьезный человек, электрик Самарского телеграфа Николай Акинин, который недавно окончил Первые Московские электротехнические курсы и был завидным женихом. Он и предложил Вареньке руку и сердце. В 1915 году они обвенчались. Николай обладал редкой в то время профессией электрика широкого профиля, и его пригласили принять участие в проектировании первых трамвайных линий в Самаре. Допоздна засиживался над чертежами и схемами Николай в своей комнате. Молодая супруга помогала ему во всем.

В феврале 1915 года их обоих пригласили на торжественный пуск самарского трамвая. В числе других почетных гостей они совершили поездку на первом трамвае от трампарка до Алексеевской площади (ныне пл. Революции). Молодые Акинины были счастливы.

Но обстановка в мире и в России была неспокойной. Шла первая мировая война. Страну лихорадило, а в 1917 году в феврале произошла революция, которая привела к свержению императора Николая II. В то же время Варенька родила сына. Будучи далекими от политики людьми супруги назвали его Николаем. Время было тревожное. Установившаяся после Октябрьской революции советская власть продержалась в Самаре недолго. В 1918 году город захватили белочехи. В Самаре пошли аресты, расстрелы. Николай Акинин пропал без вести. Талантливый человек, обаятельный и порядочный, он остался в памяти своих родных и в истории нашего города.

Оставшись одна с маленьким сыном на руках, Варенька уехала из голодной Самары в родную деревню. А в 1927 году снова вернулась в город. В ее жизнь вошел инженер Николай Пьянов, ставший ее вторым мужем. У них родился младший сын Юрий. Фамилию она не сменила.

Вместе с Пьяновым Варвара Гордеевна вырастила сыновей, поставила их на ноги. Оба стали инженерами. Старший, Николай, работал до самой пенсии в оборонной промышленности. Младший, Юрий, - на Средневолжском станкостроительном - главным контролером, главным метрологом. У Варвары Гордеевны четыре внука и четыре правнука, которые ее очень любили.

До самой пенсии в 1958 году трудилась и Варвара Гордеевна. Она осталась верна своей девичьей профессии. Последняя ее должность - счетовод-ревизор горторготдела Куйбышева.
Наша героиня передала в музей ТТУ труды первого мужа, датированные 1915 годом, и большой цветок-розан. Название работы – «Диаграмма количества перевезенных пассажиров, выручка за билеты и расход электроэнергии, отпущенной для трамвая за май 1915 год». Вот некоторые данные из этой работы: «Перевозка – в день 54 тысячи, «пик» 31 мая – 62 тысячи, выручка – 1620 руб. в день, 31 мая – 1816 руб., эл. энергия – расход равномерный».
Варвара Гордеевна последние свои дни жила у младшего сына Юрия Николаевича. Слабела физически, но не теряла памяти, ясности ума. Ирина Лобанова, ее племянница, врач по профессии, отмечает, какой мудрой и терпеливой, уживчивой, любезной была Варвара Гордеевна. Как о родной горевали о ней соседи.

Но как бы ни поворачивалась жизнь Варвары Гордеевны, какие бы зигзаги ни делала ее судьба, она до самого конца всегда особым взглядом, с сердечным вниманием смотрела на работу самарских трамваев, читала о них в газетах, посылала в трампарк, а потом в ТТУ поздравления с праздниками. На ее столетии в 1991 году побывал заведующий музеем ТТУ Андрей Иоргов. Увы, дожить до столетия самарского трамвая ей было не суждено.

Степан СМИРНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца