Фактура

86% депутатов Самарской Губернской Думы не активны в Интернете

86% депутатов Самарской Губернской Думы не активны в Интернете

Сегодня, 14 декабря 2017 года, в 19.00, в офисе ТК "Курс" (Самара, Молодогвардейская 139, 3 этаж) состоится презентация результатов "Исследования активности в Интернете и социальных сетях представителей законодательной власти Самарской...
14.12.2017

Культура

Константин Федосеев: &...

Константин Федосеев: "...

В этом сезоне театру юного зрителя "Дилижанс" из Тольятти исполняется 25 лет. Зд...
19.11.2017

Город ZERO

Специальный репортаж: все в дыму...

Специальный репортаж: все в дыму...

Чиновники и бизнес поторопились с заявлениями про успехи реформы системы по обращению с отходами, стартовавшей в соседнем регионе — Астрахани. Поэтому у...
25.11.2017
Мы в социальных сетях:

Начинается экскурсия на площади генерального конструктора Дмитрия Козлова, жизнь и деятельность которого были связаны с космической промышленностью Самары.

Космический символ

Здесь заканчивается проспект Ленина. Он плавно вливается в Ново-Садовую улицу, в этом месте осенью 2001 года установлен монумент – космическая ракета. В день космонавтики 12 апреля 2007 года в здании у ее подножия открылся музей «Самара космическая». Ракета стала одним из символов города, она замыкает собой перспективу проспекта Ленина со стороны улицы Полевой. По длине проспект невелик, около 1,5 километра, его прокладывали как дублер Ново-Садовой улицы, он должен был соединиться с ней в районе оврага Подпольщиков (ныне Постников овраг). Но при его дальнейшей прокладке пришлось бы снести стадион «Волга» и здания воинской части на проспекте Масленникова. Поэтому проспект соединили с Ново-Садовой гораздо ближе к центру города.

Мастерские художников

Нам предстоит пройти весь проспект от конца к началу.  Он с обеих сторон застроен жилыми домами не ниже девяти этажей. В 1992 году на проспект была перенесена трамвайная линия с Ново-Садовой в связи с предстоящим строительством метро. За улицей Челюскинцев слева от нас на целый квартал вытянулся 9-этажный дом (№3), боковые его корпуса выходят на улицы Челюскинцев и Осипенко. Верхние этажи отданы под мастерские художников и архитекторов, среди которых – Рудольф Баранов, Валентин Пурыгин и Ваган Каркарьян, которого совсем недавно не стало. Близ улицы Осипенко дом изгибается «зигзагом», внутри которого небольшой сквер и первый в Самаре 20-этажный жилой дом. За своеобразный внешний вид его называют то «рашпилем», то «скворечником». Напротив – областная библиотека, оба здания построены в конце 1980-х годов.

На землях монастыря

Мы пересекаем улицу, названную в честь прославленной летчицы, Героя Советского Союза Полины Осипенко, погибшей в 1938 году. Площадь на пересечении улицы или проспекта получила название в честь героев 21-й армии, которая в годы войны формировалась в Куйбышеве. Фонтан на площади – любимое место отдыха молодежи, за ним – небольшой памятник «Дети – фронту», открытый в 1995 году.

До революции это были земли Николаевского мужского монастыря. Он занимал большую территорию в границах современных улиц Челюскинцев, Осипенко, Радонежской и берегом Волги. От него сохранилась входная арка на улице Осипенко и 2-этажный дом во дворе дома №14 по той же улице. Далее до улицы Первомайской справа от нас протяженные 9-этажные дома чередуются с башенными 12-этажными, а слева – сквер имени Вадима Фадеева, летчика, Героя Советского Союза, погибшего в 1943 году на войне. За ним – дом №1, длиной в целый квартал до улицы Первомайской. Его называют «Козловским» в честь Дмитрия Козлова, здесь живут работники ЦСКБ «Прогресс».

За улицей Первомайской слева – территория больницы имени  Пирогова (бывшей земской больницы) и медицинское училище имени Нины Ляпиной. До революции в этом районе (справа, ближе к Волге) были Молоканские сады.

В «сталинском» стиле

Мы вышли к Полевой улице – границе старой Самары. Поворачиваем направо, в сторону Волги. Справа от нас – медико-технический лицей, бывшая 32-я школа, типовое школьное здание конца 1930-х годов. До революции на его месте стояла Пантелеймоновская церковь начала ХХ века, архитектор Филарет  Засухин. Напротив, на углу улицы Садовой – 4-этажное здание «Волготелеком», бывшее управление кабельных магистралей №5 (УКМ-5), построенное в начале 1960-х годов.

Мы вышли к площади Сельского хозяйства. Впереди слева и справа от нас – здания 1950-х годов в «сталинском» стиле. В правом (Ново-Садовая, 4) жил архитектор и краевед Емельян Гурьянов, автор книг «Самарские узоры» и «Древние вехи Самары». Далее доходим до улицы Молодогвардейской. Справа на углу – Дворец бракосочетаний (1984 г., архитектор Каркарьян), решенный в виде шалаша в соответствии с поговоркой: «С милым рай и в шалаше».

«Шанхай» - на два квартала

Сворачиваем на Молодогвардейскую. Это самая длинная улица в черте старого города, ее длина 4 километра. Отрезок до площади имени Куйбышева носил название Ново-Соборная улица.

Слева на два квартала протянулся 9-этажный дом «Шанхай», имеющий несколько номеров: с 209-го по 217-й. Он выстроен в начале 1970-х годов на месте двух старых кварталов исторической застройки. В этом доме жил талантливый самарский поэт и краевед Михаил Авдеев, умерший в марте 2013 года.

Напротив – бывший дом быта «Горизонт» (ныне «Газбанк»), Дворец спорта (1967 г.), перед ним – памятник Владимиру Высоцкому (2010 г.). На месте Дворца спорта до 1960-х годов стояла мечеть начала ХХ века (архитектор – Владимир  Якунин, он же перестроил в 1913 – 1915 гг. здание Волжско-Камского банка на Дворянской, ныне улица Куйбышева, 92, Художественный музей).

В честь славных побед

Следующее здание – цирк имени Олега Попова, крыша цирка раскрашена в виде клетчатой кепки знаменитого клоуна.

Слева – три 14-этажных здания 1970-х годов. Переходим улицу Маяковского, вскоре – площадь Славы, ансамбль открыт 6 ноября 1971 года. Вечный огонь с барельефом «Родины-матери», который многим напоминает солдата в каске. Рядом – 52-метровый монумент Славы: скульптура рабочего, который держит в руках крылья – символ авиационной и космической промышленности. Далее здание областной администрации (конца 1980-х годов). Слева – площадь, сквер и фонтан в честь 39-летия Победы, за ними видна Самарская площадь.

Далее справа на фасаде современного дома изображен фасад стоявшего здесь старого здания бывшей торговой школы (снесено в 2006 году). За ним – 2-этажная бывшая больница купца Ивана Плешанова, напротив – старый корпус авиационного института, где учился Валерий Грушин. Это здание – последняя работа архитектора Александра Щербачева (1912 год), прежде здесь было духовное училище.

На месте кафедрального собора

Еще через квартал – справа, на углу Ульяновской улицы, здание архитектурно-строительного университета (ул. Молодогвардейская, 194). До революции оно имело 3 этажа, здесь было коммерческое училище. В 1930-х годах надстроены еще 3 этажа. Предыдущее здание (№196) – бывшая 2-я женская гимназия, ныне университет Наяновой.

Далее справа – «Европейский квартал» (2000-е годы), слева – бывшее архиерейское подворье. Привлекает внимание 2-этажный дом в псевдорусском стиле на углу улицы Вилоновской (архитектор Щербачев, начало ХХ века). В советское время здесь был один из факультетов политехнического института.

Перед нами площадь имени Куйбышева, самая большая в Европе и 6-я в мире (17 гектаров). Она занимает 4 квартала. В центре площади когда-то стоял громадный кафедральный собор, он строился с 1869 по 1894 год, архитектор Эрнст Жибер из Петербурга. Высота колокольни достигала 80 метров, почти как знаменитая колокольня Ивана Великого в Московском Кремле (82 метра).

В начале 1930-х годов собор был взорван, в 1938 году на его месте построен оперный театр (тогда он назывался Дворец культуры имени Куйбышева), 5 ноября того же года открыт памятник Куйбышеву (скульптор Матвей Генрихович Манизер), а 7 ноября 1938 года здесь прошли первый военный парад и первая демонстрация. 7 ноября 1941 года они также состоялись на этой площади (кроме Куйбышева, парады прошли еще в Москве и Воронеже). 5 марта 1942 года в оперном театре впервые исполнена 7-я «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, он закончил ее в конце 1941 года, находясь в эвакуации в нашем городе.

В стилях модерна, готики  и конструктивизма

Напротив театра – бывшее городское 6-классное училище (архитектор Щербачев), ныне университет Наяновой, а правее – 6-этажный жилой дом 1970-х годов, в одной из его квартир жил поэт Вениамин Бурыгин, автор слов песни, которую многие считают народной – «Расцвела под окошком белоснежная вишня». Он умер в начале 2000-х годов.

Сворачиваем на улицу Красноармейскую. На углу с улицей Чапаевской – здание бывшего телеграфа, построено в 1930-х годах в стиле конструктивизма, перед ним памятник борцам за советскую власть в Самаре, в народе его называют «Змей-Горыныч», открыт в 1977 году.
Ниже – ажурные ворота особняка Курлиной, их рисунок напоминает бабочку. Особняк – яркий образец стиля модерн (1903 г., архитектор Александр Устинович Зеленко). В годы войны здесь было посольство Швеции, а с 25 декабря 2012 года музей модерна.

Поворачиваем на улицу Фрунзе. За особняком Курлиной – католический костёл, один из лучших образцов готического стиля в России.  Он построен в 1906 году, архитектор - Фома Богданович, он жил в Москве. И руководил постройкой Александр Щербачев. В советское время в костеле был краеведческий музей, а с 1994 года здание вернули католической общине г.Самары.

Новичок Буратино

Далее – музей-усадьба Алексея Толстого (открыт в январе 1983 года).  Ранее, до семьи Бостром (мать А.Н. Толстого – Александра Леонтьевна Бостром) усадьба принадлежала семье штабс-капитана Александра Вернера, сын которого Дмитрий впоследствии стал выдающимся самарским архитектором (универмаг «Юность», музей ПриВО и т.д. – его работы). В сентябре 2013 года перед музеем установлен памятник Буратино.

Мы вышли к улице Льва  Толстого. Слева – филармония (1988 г.), она выстроена на месте старой – бывшего театра-цирка «Олимп» (1907 г.) и сохраняет на фасаде его черты. Напротив – два корпуса бывшей губернской земской управы (слева – 1899 г., архитектор Александр Зеленко, псевдорусский стиль; справа – 1913 – 1914 гг., архитекторы Белобородов и Смирнов, стиль с элементами ренессанса). В 1919 году здесь был штаб Восточного фронта, которым командовал Михаил Фрунзе, чье имя носит улица с 1925 года. Сам полководец жил в соседнем скромном доме, где ныне размещается его музей.

В сторону исторического центра

Далее до Некрасовской по обеим сторонам улицы – здания конца ХIХ – начала  ХХ веков. Интересен перекресток с улицей Некрасовской. Слева – администрация Самарского района, до революции здесь была гостиница. Через дорогу – 2-этажное здание центра занятости, до революции здесь размещалась аптека Леопольда Греве. Именем двух его сыновей, гимназистов братьев Греве, названа пещера в Сокольих горах, близ берега Волги. Напротив – бывшая Казанская единоверческая церковь, в 1930-х годах сильно перестроенная в клуб «Рассвет», а ныне театр «Камерная сцена». Далее слева – 1-этажный дом №113, здесь в годы войны находилось посольство Чехословакии и некоторое время жил полковник Людвиг Свобода, в конце 1960-х и 1970-х годов – президент Чехословакии.

На углу Ленинградской улицы слева – 5-этажное здание гостиницы «Националь», в советское время – «Центральная», а ныне «Азимут». По диагонали от нее – 2-этажное здание аптеки Позернов, старейшей в Самаре. Поворачиваем на Лениградскую (бывшую Пензенскую) в сторону Волги. Это пешеходная улица, «Самарский Арбат». 2-этажный дом №34 (архитектор  Щербачев) принадлежал Константину Головкину – выдающемуся гражданину Самары, который очень много много сделал для самарской культуры. По происхождению купец, он был художником, краеведом, коллекционером, меценатом, археологом, архитектором («Дача со слонами»), основателем художественного отдела при Самарском музее, который с 1937 года стал самостоятельным музеем. На первом этаже дома был магазин для художников, а на втором – жилые комнаты для семьи Головкина. Переходим на улицу Куйбышева. Справа почтамт, за ним – дом №22, интересный образец модерна. Слева на углу улицы Степана Разина – 3-этажный дом архитектора Платона  Шаманского (1910-е годы), во время войны здесь было посольство Китая.

Заканчивается экскурсия на набережной, у фонтана.

Степан СМИРНОВ

36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца