Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Сборная Волги по Солнечной...

Сборная Волги по Солнечной...

Сегодня портал News163.ru публикует рецензию Николая Зайченко на совместный альб...
21.08.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Сергей Иванов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Академии художеств в Петербурге. С 1899 года принимал участие в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1900 году стал одним из основателей Союза русских художников.

В компании с переселенцами

Его творчество более двух десятков лет было  связано с Самарской губернией, с Волгой, Жигулями, Ставрополем, селами Моркваши, Ширяево, Марычевка. Последнее из этих сел – родина его матери Софьи Сергеевны  Марычевой, происходившей из небогатой дворянской семьи. Поэтому Иванов с юношеского возраста неоднократно приезжал в наши края. Первые сведения о его поездках в Самарскую губернию встречаются в литературе с 1883 года. В то время ему было 19 лет, он учился в Москве, в училище живописи, ваяния и зодчества, был близок к передвижникам, которые с особым вниманием относились к судьбам крестьян. Первая его картина, написанная по самарским впечатлениям – «Слепцы» (1883), в которой легко угадывается пейзаж окрестностей Марычевки. С того же года в его работах появляются рисунки, изображающие переселенцев-крестьян,  в поисках лучшей доли они, бросив родные места в Центральной России, отправлялись в Сибирь, на свободные земли. Их путь лежал как раз через Самарскую и  Оренбургскую губернии.

Сергей Иванов часто присоединялся к группам крестьян в окрестностях Марычевки, проходил с ними десятки верст под палящим степным солнцем. Немало трагических сцен проходило перед его глазами, и у него сложился замысел – создать цикл картин о крестьянах-переселенцах. Большинство таких работ были созданы в 1885 - 1889 годах: литография «Переселенцы», картины «Русь идет. На новые земли» (1886 г.), «Ходоки. Переселенцы». (1886 г.), «Переселенцы. Одинокие» (1889 г.), «Смерть переселенца» (1889 г.). В последних картинах раскрывается тема обреченности и гибели героев. «Смерть переселенца», пожалуй, наиболее известная из работ художника. К ней сохранилось множество рисунков, набросков, этюдов; существуют два полотна с этим сюжетом – в Москве в Третьяковке и в Пензе, в картинной галерее имени Константина  Савицкого.

«Фигура же Государя – просто комична» 

Летом 1888 года с художниками Абрамом  Архиповым, Сергеем Виноградовым и Егором Хрусловым Иванов совершил путешествие по  Волге на лодке от Нижнего Новгорода до Самары. Они останавливались в Ставрополе, селах Моркваши (ныне г. Жигулевск) и Ширяев Буерак (ныне с. Ширяево), в Самаре.

Весной 1890 года Сергей Иванов женился на своей ученице  Киндяковой, родом с Волги, из Саратова. В мае того же года они совершили свадебное путешествие в Самарскую губернию. Его супруга многие годы вела дневник, записывая впечатления, высказывания художника. Среди дневников оказались интересные записи их поездки в мае 1890 года в Самару, Ставрополь и Ширяево. Они дают яркую картину жизни и быта ширяевских крестьян, описание улиц и набережной Самары. Привожу отрывок от 14 мая:
«На Алексеевской площади стоит памятник императору Александру II, поставлен на средства города и пожертвования; смотрели его, работы Шервуда, очень плох в художественном отношении, не серьезен, в общем, какие-то длинные, малоголовые фигуры, очень плохо вылепленные; фигура же Государя – просто комична; кругом него разбит маленькие сквер, где постоянно толкётся народ, в большинстве случаев крестьяне, которых более всего занимают лапти на фигуре, под которыми золотыми буквами подпись «19 февраля 61 года».
Во время последней поездки Сергея Иванова в Марычевку его привлек маршрут в киргизские степи, по пугачевским местам, в связи с замыслами исторических полотен. В 1898 году он написал полотно «Суд Пугачева».
В годы первой русской революции Сергей Иванов создал картину «Едут! Карательный отряд», где крестьяне с иконами встречают на узкой снежной тропинке скачущих карателей. Пейзажный мотив – дорога, ведущая к Марычевке. Здесь же, в Марычевке, он узнал о своем прапрадеде, коменданте крепости Магнитной, история которого напоминает «Капитанскую дочку» Пушкина.

Облик села – в рисунках 

Сергей Васильевич Иванов умер 3 августа 1910 года, совсем еще молодым, в 46-летнем возрасте.

В музеях страны находится много рисунков и этюдов художника, созданных в Самарской губернии. В Самарском художественном музее имеется 30 работ художника. Село Марычевка находилось на территории Борского района, близ железнодорожной станции «Заливная» на линии Самара – Оренбург. К сожалению, многое уже утрачено. В бывшей усадьбе находился деревянный 2-этажный дом с балконом и мезонином, построенный в середине ХIХ века. Ныне он почти разрушен, как и старая церковь. От большого пруда не осталось и следов. О саде напоминают остатки кустов сирени. Кроме пейзажа, изменилось почти все. И только в рисунках художника сохранился облик села 1880-х годов.

В Самаре на площади Революции по адресу: ул. Куйбышева, 79, находится 3-этажное кирпичное здание, известное как «дом Назарова». Здесь в 1874 году была открыта первая в Самаре гостиница (номера) с рестораном. Владельцем был купец Краснов, а с июля 1889 года владельцем гостиницы стал  Батулин, а сама гостиница получила название «Европейская». В ней и останавливался Сергей Иванов во время приездов в Самару. К сожалению, на здании нет мемориальной доски, посвященной художнику. Хотелось бы верить, что она когда-нибудь появится, так же, как и на других зданиях, связанных с именами выдающихся людей, которые жили или бывали в Самаре.

Степан СМИРНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца