Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Хороводы и гуслетерапия на...

Хороводы и гуслетерапия на...

Продолжаем знакомить читателей с программой фестиваля «Красная собака», который...
03.06.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Эта небольшая квартирка больше похожа на музей. Стены увешаны фотографиями и расписанными деревянными досками, на полках – множество книг и фигурок людей и животных. Есть даже фальш-окно – рама с затейливым узором, вылепленным из глины. И центр притяжения – стеллаж, где выстроились глиняные красавицы в кокошниках и кокетливых шляпках, господа офицеры в мундирах, купеческие семейства, а также медведи, козочки, котики, сказочные птицы, цветущие деревья, церкви…

Мне с фотокорреспондентом Юрием Стрельцом посчастливилось побывать в гостях у знаменитой Лоры Городецкой – мастера, благодаря которому самарская глиняная игрушка стала вровень с такими всемирно известными российскими «брэндами», как каргопольская, дымковская, филимоновская, абашевская.

О жизни и нелегкой судьбе этой удивительно светлой и, несмотря на внешнюю хрупкость, сильной женщины уже рассказывал на страницах «Самарских известий» мой коллега Валерий Иванов («СИ» от 17.05.2013). Репрессированный отец, поляк по национальности, сломленная допросами мама. Трудное, но все-таки счастливое военное детство. Мечты о сцене, благо талантов у юной Лоры всегда было много: с семи лет она пела, танцевала, читала стихи. Потом обнаружился еще и дар художника. Именно он и определил ее дальнейшую судьбу. Она работала ретушером-реставратором на телевидении, поступила в платный Московский институт искусств на специальность «художник-прикладник». Совершенствуясь на студии «Союзмультфильм», общалась со знаменитым автором Крокодила Гены и Чебурашки – кукольником Олегом Мусаиновым.

Именно там Лора Константиновна и столкнулась впервые с глиняной игрушкой, можно сказать, заболела ею. Как оказалось – на всю жизнь. Она перелопатила гору литературы об этом народном промысле, собирала материал буквально по крупицам. На счастье, под рукой оказалась и старенькая муфельная печь, в которой можно было обжигать глину. Первые же работы мастерицы оказались очень удачными. Она нашла свой особый, неповторимый авторский стиль. Теперь о нем знают во всем мире – это самарская глиняная игрушка Лоры Городецкой. И уж если везти сувенир на память о Самаре в другой город или даже за границу, думается, лучшего подарка не найти. Потому что в этих работах живет дух нашего города, навеки запечатанный в глину.

Своими знаниями и умениями Лора Константиновна всегда  щедро делилась с учениками – вела кружок во Дворце пионеров Железнодорожного района в парке имени Щорса. В мастерскую приходили дети со всего района, из трудных семей и отдалённых школ, самых разных национальностей и со своими судьбами. Талантливый педагог Городецкая рассказывала своим ученикам об истории и культуре Самары, что затем переосмысливалось и отражалось в игрушке. Среди них были и очень талантливые ребята. «Вот, например, бабай едет верхом, - показывает Лора Константиновна глиняную фигурку. – Это работа Светочки Садыковой. Такая умничка она у меня была! А еще одна ученица, Геня Фридман, так у нее очень здорово получались козочки. Она на выставку слепила козу и семеро козлят, а потом просит, мол, дайте мне еще глины, я им папу слеплю, а то нехорошо, если семеро деток без отца будут… Вообще у меня много осталось работ моих учеников, но, к сожалению, их абсолютно негде ставить, вот и лежат они на антресолях мертвым грузом. Эх, мастерскую бы нам, чтобы было где все-все выставить, людям показать…» - сетует Лора Константиновна.

Но мастерской, а тем более музея самарской игрушки так и нет. Хотя в свое время власти обещали Городецкой поддержку, но ей до сих пор приходится создавать свои шедевры в тесной, неприспособленной квартире. А ведь глиняные игрушки Лоры Константиновны – это и сохранение народных традиций, и творческий потенциал, и самобытность Самарского края, и потенциальное внимание туристов, и возможность воспитать еще немало талантливых детей.

Наш разговор плавно перетекает уже непосредственно к ее работам.
«В чем же особенность, отличие самарской глиняной игрушки, вашей школы от всех остальных?»– задаю вопрос Городецкой. Она на минутку задумывается. «Наверное, прежде всего в личностном подходе. Каждую работу я пропускаю через свое сердце. Каждая – отражение каких-то моментов в моей судьбе, дорогих мне людей, истории и облика любимой Самары и ее героев. Вот цветущее дерево – воспоминание о вишневом саде моей бабушки, где я провела свое детство. Вот барыня с ребятенком – это я так изобразила свою младшую дочь с внуком. Много у меня окошек разных глиняных – в память об окнах в  моих любимых самарских деревянных домиках – вот они, с кошкой, с геранью на подоконнике, с чайником. Лепила я фигурки Петра Алабина с семейством, бывшего мэра Самары Олега Сысуева – то, что интересно лично мне. Много козочек разных у меня – это же известный символ Самары, козочка небесная...»

С осторожностью беру в руки теплые глиняные фигурки. Вот кот с повисшими у него на шее двумя котятами. «Он – отец-молодец! – видя мою улыбку, говорит Лора Константиновна. – Я сама выросла без отца, поэтому для меня очень важно, чтобы у каждого был папа». А вот эта прекрасная русоволосая красавица в красном сарафане очень напоминает мне саму мастерицу – с такой же золотистой косой и ясными светлыми глазами. На всех фигурках – надписи. Коротенькие стишки, поговорки – с теплом, добром, любовью и к самой игрушке, и к тому, кто взял ее в руки. А на небольшом рабочем столе мастерицы среди аккуратных рядков баночек с красками, стеков и кисточек лежит тетрадь с лаконичной надписью «Стишки». В ней – вся жизнь автора, ее взгляды, чувства, эмоции.

Городецкая показывает старенькую муфельную печку для обжига глины, которую удалось раздобыть – ее списали в школе №40. Она хранится под раковиной в ванной комнате – больше негде. Когда идет обжиг, из ванной приходится выносить абсолютно все. «А что делать? Мастерской нет, поэтому приходится работать в таких условиях», - вздыхает Лора Константиновна. Процесс обжига довольно долгий, нагревать изделие нужно постепенно, чтобы не лопнуло.

А вот плотно закупоренное ведерко, где лежат куски глины, завернутые в мокрые тряпицы. Это уже практически готовая глина. Перед тем как начать лепить, глину надо просеять, перебрать от мусора и вымачивать в воде – процесс занимает до трех месяцев. Поэтому мастера относятся к ней как к драгоценности. Из ведерка мастер достает кусочек глины, смачивает руки влажной тряпочкой, и на специальном деревянном бруске-подложке прямо на наших глазах начинает происходить чудо. Пальцы мастерицы мнут, катают, тянут податливый, словно живой материал, и вот уже понятно, что в ее руках рождается птица. Вот головка, на ней появляется клювик, пышным веером расправляется хвостик… И сама Лора Константиновна каким-то волшебным образом преображается: глаза еще больше теплеют, лицо молодеет, голос становится певучим: «Это сказочная птица счастья. Знаете ли вы, что вся земля русская произошла из малюсенького кусочка глины, за которым нырнула вот такая маленькая птичка на самое дно моря-океана, отщипнула его своим клювиком и вынесла на поверхность. И именно из этого кусочка и родилась вся русская земля, на которой выросли потом города и села…»

Как напев древнего гусляра, этот рассказ убаюкивал и уносил в какие-то сказочные были-небыли, в них хотелось верить и слушать до бесконечности. И до бесконечности наблюдать за ласкающими, нежными, оглаживающими движениями умелых рук, творящих волшебную сказку…

Ирина БЛОМЕРИУС

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца