Фактура

Нигаматзянов, верни наши деньги! (ВИДЕО)

Нигаматзянов, верни наши деньги! (ВИДЕО)

Жители Тольятти жалуются на авторитетных бизнесменов, которые оказывают на них давление. Речь идёт о Руслане Нигаматзянове - предприниматель долгое время фигурировал, как член ОПГ Игоря Ильченко (Игривый). Сегодня он контролирует...
16.09.2019

Культура

Художник Макс Ши предлагае...

Художник Макс Ши предлагае...

31 августа, в Одинцовском городском округе Московской области, в микрорайоне Нов...
04.09.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Юрий Поляков: «Еще одна беда на наших журфаках: там преподают историю журналистики в либеральной версии»
Продолжение. Начало в №53 (6914)

- Вы как-то сказали в одном интервью, что писать о современном периоде не хотите, иначе это будет смахивать на сюжет «Ералаша», в котором мальчика звали играть в хоккей, и пока он собирался, наступило лето. «Любовь в эпоху перемен», по вашему замыслу, охватывает две эпохи - перестроечный период и наши дни.  Легко ли было решиться написать о современности?
- Я – современный писатель и всегда писал о том, что происходит. Конечно, прозаик часто запаздывает, он не журналист, чтобы выдавать  репортажи день в день. Но у меня, главные события разворачиваются в 1988-м и в 2013 году, когда отчетливо видны последствия перестройки, прямые последствия всего случившегося, как писал поэт, «развязка тех легенд».

- Вернемся к журналистике. Как вы считаете, стоит ли сегодня выпускать так много работников СМИ?
- Мне кажется, сейчас с журналистами такая же ситуация, какая была в свое время с юристами, менеджерами  и финансовыми гениями, - явное перепроизводство. Ко мне приходит молодой человек, окончивший журфак, и его надо учить, так как он не владеет жанрами, очень скованно пишет. У многих узкий кругозор, они плохо знают литературу, классику. Есть еще одна беда на наших журфаках: там преподают историю журналистики в либеральной версии, и о таких гениях, как Катков, Суворин, Меньшиков, студенты даже не имеют понятия. А, глядя на иных выпускников журфака, вообще недоумеваешь, как они оказались в профессии.

- То есть, непонятно, зачем люди пошли учиться на журналиста?
- У меня однажды был забавный эпизод. Пришла устраиваться на работу девушка, и я ей предложил выполнить задание, предварительно спросив, о чем бы она хотела писать. Она ответила, о кино. «Замечательно! - говорю я. -  Нам нужно взять интервью у человека, который стоял у истоков советских сериалов. Он был главой объединения «ЭКРАН» и редактором самого первого сериала, который вышел на экраны Советского Союза в 60-х годах. Вы, конечно, этого не помните, но я вам подскажу: это «Сага о Форсайтах». Она смотрит на меня абсолютно ничего не понимающими глазами. Я спрашиваю: «А вы читали «Сагу о Форсайтах»?» - «Нет, Сага Форсайта я не читала. Он американец?». - «Подождите, а как вы оказались в журналистике?» - «Вообще-то, я специалист по кораблестроению, но нам перестали платить, и я подумала, где бы можно сейчас заработать денег, и окончила курсы журналистов».

- Как вы считаете, а Институт журналистики и литературного творчества – не лишнее образовательное учреждение? Раньше этот институт сотрудничал с вашей газетой…
- Я не знаю, кого они там выпускают, но ни один из их выпускников к нам не попал. Хотя вроде бы мы даже сидели в одном здании. По-моему, это просто курсы повышения тщеславия.

- Слышала, что вы были рецензентом у вашего друга, депутата Государственной думы РФ Александра Хинштейна, читали его пьесу, которую тот обещал поставить в Самарском театре драмы. Какова судьба этой работы?
- Я очень хорошо это помню. Мы с Александром Евсеевичем обсуждали его замыслы, он со мной консультировался как с драматургом, мы спорили о каких-то деталях. Насколько мне известно, эту пьесу взял в постановку московский «Театр Луны».

- То есть, до Самары эта пьеса не доедет?
- Ну, я надеюсь, что доедет. Обычно, все у нас едет из Москвы. Хотя, скажем, две мои последние пьесы сначала поставили в регионах, а только потом в Москве.

- Если мне не изменяет память, вы были в Самаре в последний раз в 2012 году…
- Да, я приезжал на премьеру инсценировки моей повести «Работа над ошибками», поставленной в «СамАрте». Но, надеюсь, что в Самаре поставят что-нибудь новое из моих пьес. Например, которую я назвал «Эсхатологическая комедия».

- Скажите, а как поживает ваш спектакль «Козленок в молоке»? 
- И хорошо, и плохо. Плохо потому, что закрылся театр Рубена Симонова, где он шел 16 лет с аншлагами. Поэтому сейчас в Москве я как раз веду переговоры с двумя театрами, которые хотят его поставить. Недавно состоялась премьера «Козленка в молоке» в хабаровском театре и имела феноменальный успех, город стоял на рогах. Думаю, и в Москве показ возобновится, потому что это аншлаговая пьеса.

- Что бы вы посоветовали молодым журналистам как напутствие в профессию?
- Прежде всего, проверить себя на профессиональную пригодность. Надо объективно на себя взглянуть, послушать мнение со стороны. Чувство слова, вербальный слух - они или есть, или их нет. Идти в журналистку, как и в писательство, без этих способностей – значит, занять чужое место, испортить себе жизнь. Всегда будет казаться, что к тебе несправедливо относятся. Я насмотрелся на таких людей, которые решили стать журналистами, писателями, не имея способностей, - это не жизнь, а мука. Да, некоторые делают чисто организационную карьеру: я знаю главных редакторов, которые писать не умели никогда, но, на мой взгляд, это все неправильно: лучше заниматься тем, к чему у тебя есть скромные, но способности. Конечно, нужно расширять кругозор, много читать и, что самое главное, стараться понимать все направления общественной мысли, жизни. Не верьте тому, что сказал Сванидзе на последнем съезде журналистов. Я был вынужден оппонировать. Он сказал, что журналист - это синоним слова либерал. Ничего подобного! Это примерно то же самое, как заявить: «Хирург – тот, кто режет». А мясник? А убийца с «пером»? Журналист – это человек, который способен не только осмыслить мир, в котором живет, соотнести свое понимание с другими точками зрения, но и умеет выразить свои мысли в точном слове. Сегодня большинство журналистов косноязычно навязывают свои заблуждения читателям.

- В прошлом году вы принимали участие в совещании по вопросам подготовки и проведения  Всероссийского фестиваля авторской песни им. В. Грушина. Благодаря большим усилиям федеральных и областных властей два противоборствующих фестиваля – Платформу и Грушинский -  после многолетнего раскола удалось объединить. Однако новая концепция якобы объединенного фестиваля свидетельствует о том, что его организаторы по-прежнему не находят согласия. В этом году на Поляне планируется оставить только шесть эстрад, а формат фестиваля сделать чисто бардовским. Получается, объединение было формальным? Как, по-вашему,  могут отразиться подобные изменения на самом фестивале?
- Я немножко оторвался от этого процесса с тех пор, как прошел фестиваль и не в курсе, что там происходит, но у меня тоже сложилось впечатление, что антагонизм остался. На подведении итогов была некая нервозность и несогласие с такой формой объединения. Поэтому я предположил, что этот конфликт пока окончательно не разрешен. Новые фазы противостояния мне неизвестны. Но лично я – за объединение.

Ксения МАЯНОВА

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца