Фактура

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Я не верю в срочность, с которой глава Тольятти Сергей Анташев собрал внеочередное заседание гордумы шестого созыва. Прямо скажем — срочность аварийную. При этом на самом заседании, мэр сидел, скрестив...
03.10.2018

Культура

Писатель Владимир Козлов:.

Писатель Владимир Козлов:...

Известный писатель и режиссер Владимир Козлов (на фото) прокомментировал идею жу...
05.10.2018

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

С 22 по 27 июня в Тольятти проходил традиционный международный музыкальный фестиваль «Классика над Волгой» - первый в России фестиваль классической музыки на открытом воздухе. В нынешнем году он был проведен в седьмой раз.

Рождение традиции

Фестиваль под названием «Классика над Волгой» родился в Тольятти в начале 2000-х годов как продолжение летних сессий Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Этот оркестр был создан  в 2002 году по инициативе Лидии Семеновой, руководителя многих проектов по развитию детского творчества, ныне директора Тольяттинской филармонии. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра – профессор Московской консерватории Анатолий Левин.

В первые годы проведения фестиваля «Классика над Волгой» его участниками были Молодежный симфонический оркестр Поволжья и гости этого  коллектива – молодые инструменталисты из разных стран и известные отечественные исполнители.

С 2008 года фестиваль «Классика над Волгой» перешел под эгиду  новой команды и изменил свой первоначальный формат. Директором и главным идеологом фестиваля стал Алексей Возилов - энергичный продюсер в сфере культуры. В соответствии с новой концепцией, «Классика над Волгой» превратилась в броское гастрольно-концертное мероприятие с участием приглашенных, в основном, молодежных коллективов и мастеров искусств.
Молодежный симфонический оркестр Поволжья с 2010 года не принимает участия в фестивале «Классика над Волгой». Но его фестивальная эпопея не прервалась. Только теперь проходящий в Тольятти международный фестиваль искусств этого коллектива носит название «Классика Open Fest». Он является одновременно летней сессией оркестра. В 2013 году оркестровая сессия прошла уже в 18-й раз.

В новом формате с чашечкой кофе

Фестиваль «Классика над Волгой» в своем новом формате  призван быть творческой площадкой, позволяющей заявить о себе молодым талантам, и, прежде всего, студентам и выпускникам консерваторий. Кроме того, внося разнообразие в культурную жизнь Тольятти, он должен способствовать росту привлекательности города, в том числе и для иногородних туристов. На это работает многое. В первую очередь - участие в фестивальных концертах маститых гастролеров, а также то, что концерты проходят в эффектном летнем Зеленом театре, расположенном в парковой зоне Тольятти на берегу Волги. 

Первые три фестиваля «Классика над Волгой» «нового формата», прошедшие соответственно в 2008, 2009  и 2010 годы, продолжались всего по  два дня. Участником первых двух фестивалей был Молодежный симфонический оркестр Поволжья, третьего – симфонический оркестр Тольяттинского института искусств (консерватории). Продолжительность следующих фестивалей увеличилась вдвое, расширился и состав участников. В их числе, наряду с тольяттинским, были оркестры Казанской, Саратовской и Екатеринбургской консерваторий, приглашенные дирижеры, известные певцы народные артисты СССР Зураб Соткилава и Елена Образцова.

Несмотря на классическую направленность, фестиваль отличается демократичностью атмосферы: концерты сопровождаются шутливыми дивертисментами, публика, занимающая обычно амфитеатр на 1100 мест, может располагаться и за столиками с угощением. Во время концерта разрешается вставать и пить кофе. В общем, здесь считают, что фестиваль - это праздник, на котором всем должно быть радостно и комфортно. Нужно особо подчеркнуть, что естественной декорацией концертов служат Волга и роскошная, правда, несколько подпорченная многолетней хозяйственной деятельностью панорама Жигулевских гор.

С течением времени фестиваль «Классика над Волгой» доказал свою  успешность  и коммерческую состоятельность - без этого невозможно приглашать для участия в нем солистов и целые коллективы, и превратился в один из культурных брендов Тольятти. В 2013 году на Всероссийском конкурсе в области событийного туризма проект «Классика над Волгой» завоевал третье место в номинации «Культурные события».

В адрес нынешнего, седьмого фестиваля «Классика над Волгой» пришло приветствие Валерия Гергиева, в котором маэстро особо подчеркнул, что слушателей Самарской губернии знает не понаслышке: «Московский Пасхальный фестиваль не один раз приезжал в эти края. А в Самаре шесть лет подряд мы проводим музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». В этом году проведем его в седьмой раз, и получается, что мы ровесники с «Классикой над Волгой».

Изюминки на любой вкус

Нынешний фестиваль наверняка удовлетворил самым разнообразным вкусам, явив слушателям редкое многоцветье жанров. Впервые в Тольятти приезжала знаменитая московская  «Геликон-опера» с изысканным музыкальным представлением – «Кофейной сонатой»  Иоганна Себастьяна Баха в современной, сопровождающейся дегустацией кофе интерпретации художественного руководителя театра Дмитрия Бертмана. 


Студенты Казанской консерватории в сопровождении консерваторского оркестра под управлением дирижера Лео Кремера (Германия), кстати, хорошо знакомого самарцам по многолетней работе с Камерным оркестром Самарской  филармонии, представили редко исполняемую оперу Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» - это была традиционная для тольяттинского фестиваля «Ночь в театре».

Изюминкой фестивальной программы стал вокальный вечер «Три тенора». Его участниками были солист Мариинского театра Август Амонов и два литовских певца – выступающий сегодня на многих европейских подмостках Кристиан Бенедикт и его учитель - корифей оперной сцены народный артист СССР Виргилиус Норейка. Легендарный певец не раз приезжал в Куйбышев. В последний раз Норейка был участником традиционного XXII Ленинского музыкального фестиваля 1987 года, его сольный концерт прошел в Доме актера, где мне посчастливилось взять у его интервью.

Несколько слов о концерте открытия фестиваля, на котором довелось присутствовать. В нем приняли участие оркестр Казанской консерватории под управлением Лео Кремера и один из самых талантливых молодых российских музыкантов лауреат престижных международных конкурсов скрипач Никита Борисоглебский. В его исполнении прозвучал абсолютный шлягер – Первый концерт Чайковского, сыгранный с излишним подчас задором и куражом, но, безусловно, на очень достойном уровне. Что касается оркестра, то он подарил слушателям россыпь разнообразных произведений - от увертюры к опере Карла-Марии Вебера «Волшебный стрелок» и Славянского марша Антонина Дворжака до самых популярных вальсов Иоганна Штрауса.

Что говорить, концерты на открытом воздухе чреваты акустическими проблемами. Их, к сожалению, не удалось избежать и в эффектном, напоминающем покрытую тентом корабельную палубу, но лишенном естественной акустики интерьере Зеленого театра. Несбалансированная подзвучка нарушала естественное звучание музыкальных инструментов, и нежная скрипка подчас перекрывала целый оркестр. Но слушателям, как показалось, это не доставило особых разочарований. Они дружно аплодировали всему, что было представлено на их суд.

В день открытия фестиваля состоялось знаковое событие: подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между президентом имеющего 25-летнюю историю фестиваля «Еврооркестрия» Клодом Револьтом (Франция), президентом «Альянс-Франсез Тольятти» Алексеем Востриковым и директором фестиваля «Классика над Волгой» Алексеем Возиловым. Это соглашение открывает перед тольяттинским фестивалем новые перспективы. Не исключено, что уже в будущем году участниками «Классики над Волгой» станут симфонические оркестры из Франции и Испании.

Самарская реминисценция

Посещение тольяттинского фестиваля «Классика над Волгой» навеяло размышления, связанные с Самарой. В одном из красивейших мест города – Струковском саду, над Волгой, находится уникальное сооружение - построенный по европейским стандартам открытый летний театр. 

Его появлению город обязан дирижеру оркестра Куйбышевской филармонии Соломону Фельдману, который был не только замечательным музыкантом, но и отличным менеджером. Именно он раздобыл техническую документацию на сооружение в Куйбышеве летнего театра, являющегося копией летнего театра в прибалтийской Юрмале, на сцене которого проходят самые престижные международные музыкальные фестивали.

Благодаря сооружению этого театра, в 1970-е годы в Куйбышеве возродилась давняя традиция общедоступных летних концертов. В 1970-е - 1980-е годы в Струковском саду с оркестром выступали многие выдающиеся мастера, в числе которых дирижеры Геннадий Проваторов, Юрий Симонов и Вероника Дударова, пианисты Дмитрий Башкиров и Наум Штаркман, виолончелист Мстислав Ростропович.

Самара и сегодня - единственный город, который располагает аналогом юрмальского летнего театра. Однако судьба этих культурных объектов в обоих городах сложилась по-разному. В одну из зим 1980-х годов под тяжестью выпавшего снега крыша летнего театра рухнула, после чего он по существу прекратил выполнять свои функции. Так обстоит и поныне. В зрительном зале нет сидений для публики, в восстановленной крыше - протечки, в аварийном состоянии сцена.

К сожалению, летний театр в Струкачах не является объектом исторического культурного наследия города и на его реконструкцию нужны некие особые источники финансирования, изыскать которые не так-то просто.
 
Мнения

Клод Револьт, президент фестиваля «Еврооркестрия» (Франция):
У нашего сотрудничества огромная предыстория. Все началось с того, что 18 лет назад я создал в Сызрани международный фестиваль духовых оркестров. Для  меня особенно важно, что на фестивале «Классика над Волгой»  молодые музыканты выступают вместе  с признанными мастерами. У всех наших фестивалей одна общая цель: объединение творческих людей и идей, возможность профессионального роста для талантливых молодых музыкантов. Мы ищем возможности для мирного, взаимно обогащающего сотрудничества, для общечеловеческой гармонии. Это своего рода пацифистская политика во имя мира. Недавно мы организовывали фестиваль «Еврооркестрия» в Бразилии, где направление классической музыки не развито. Мы занимались со студенческой молодежью, и вы бы видели, лица, глаза этих молодых бразильских музыкантов. Уверен, что наше сотрудничество придаст новый импульс развитию всех наших фестивалей.

 Витаутас Лукочиус, дирижер (Литва):
Фестиваль в Тольятти, на мой взгляд, это именно то, что должно происходить с классической музыкой во всем мире. Ее нужно представлять широкой аудитории, делать доступной и интересной не только для филармонической публики. Фестиваль – прекрасное средство для достижения этой цели. Тем более, что музыка звучит здесь на фоне чарующей природы.

Валерий ИВАНОВ, текст

Дмитрий РУЗАНОВ, фото

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца