Фактура

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Какой быть Думе Тольятти, решили охранник и завхоз

Я не верю в срочность, с которой глава Тольятти Сергей Анташев собрал внеочередное заседание гордумы шестого созыва. Прямо скажем — срочность аварийную. При этом на самом заседании, мэр сидел, скрестив...
03.10.2018

Культура

Планы на выходные: отправл...

Планы на выходные: отправл...

Это место давно стало легендарным туристическим объектом. Хотя бы однажды тут ст...
10.04.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Что чувствуют горожане, когда собственными глазами видят лес, резные ставни на окнах, через которые деревенский дом наполняется теплыми лучами солнца, дворы и сени, пахнущие старой скошенной травой и свежим парным молоком, смышленых  щенков, нежащихся на травке перед домом, но в то же время охраняющих его?..

Когда пришла мордва
Мы говорили об этом с заместителем главы администрации сельского поселения Бинарадка Светланой Мокеевой. Она с улыбкой представилась мне и как депутат собрания представителей сельского поселения, председатель женсовета, секретарь партийной организации «Единая Россия», художественный руководитель сельского Дома культуры, инструктор по работе с молодежью, как мама троих детей и бабушка двоих внуков. «Так что у меня полный набор!» - смеется женщина.

- Село наше старинное, основано в первой половине ХУ111 века, - с гордостью рассказывает Светлана.
По местному преданию, сначала сюда пришла мордва. Это три брата: Буян, Узюк и Бенарад. От них и повелись села Старый и Новый Буян, Узюково, Старая и Новая Бинарадка. Здесь никогда не было крепостничества, подушевой оброк крестьяне платили напрямую в цареву казну. Село считалось зажиточным — с небольшими промышленными предприятиями, мельницей, маслобойней, кустарным производством.

В честь Казанской иконы Божией Матери
В 1870 году на средства крестьян был выстроен большой каменный трехпрестольный храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. Для церковных нужд использовалась необыкновенно вкусная вода источника, который был известен с давних времен. Здесь же была построена часовня с купелью.

В 1932 году власти сбросили с церкви колокол, дубовые полы разобрали на бани и коровники. Из больших старинных икон безбожники соорудили настил через мост, надеясь, что люди ногами станут попирать лики святых. Однако ночью верующие заменили иконы досками. Тогда же один из безбожников принес домой храмовый крест. Вкопал его у порога, намереваясь с помощью креста счищать грязь с сапог. Но, как только решил исполнить задуманное, поскользнулся, упал на крест и получил смертельную рану, от которой тут же и скончался. Перепуганные жена и дети выкопали крест и вернули его в церковь.

После закрытия храм использовался как зерносклад. Недалеко от него, в овражке, находится святой источник. Известен он с давних времен. До 80-х годов люди продолжали ходить к нему за водой, но после того, как в село было проведено централизованное водоснабжение, колодец забросили.
Село разделено на две части: одна - мордовская, другая - русская.

В Дом культуры и днем, и вечером
Что касается культурной и духовной жизни нынешнего поколения жителей села, то особое место в ее формировании играет сельский Дом культуры. Двери его открыты с утра и до позднего вечера. Большая любовь селян, особенно женской половины, - песенный фольклор. В Доме культуры три вокальных группы: «Мордовская», в ее составе одни пенсионерки. И поют они как мордовские, так и русские песни, причем, «вживую», без фонограммы.

Есть вокальная группа «Ивушка», в ней певцы помоложе, поют в основном русские песни. Есть и молодежная вокальная группа «Волжанка», исполняющая современный репертуар. Сейчас  самодеятельные артисты готовятся выступить на районном фестивале «Рябиновые встречи». Ко всем праздникам здесь обязательно готовят концерты.

Скучать не приходится
- Да у вас культурная жизнь не дает народу скучать, - удивляюсь я, слушая рассказ Светланы Мокеевой.
- Да! –  кивает художественный руководитель. – Вот у меня сейчас репетиция, две вокальные группы занимаются, после них придут школьники. Кроме того, у нас в клубе еще и воскресная школа проводит занятия. Дети изучают историю государства российского, историю христианства.

У нашего села глубокие исторические корни. К примеру, церковь. Ей более ста тридцати лет. Когда-то это были просто руины. Но однажды к нам приехал священник с матушкой и организовал восстановление. На это святое дело каждый селянин давал деньги, кто сколько мог. Храм сейчас –  красив на загляденье.

А люди? У нас очень трудолюбивый народ. К примеру, молодая семья Скупченко, которая взялась за восстановление фермы и возрождение сельского хозяйства. Марию Скупченко я, как председатель женсовета, возила буквально неделю назад в Самару, где ей присвоили звание «Хозяйка села». Женщины нашего села представлены во всех номинациях, которые проводят в районе. Это «Многодетная мама», «Мама и бабушка», «Мама-хозяйка». Недавно  в районе состоялось награждение «Во славу отцовства». Я возила туда нашего батюшку, а в прошлом году - нашего учителя физкультуры.

На днях у нас запланировано участие детей в антинаркотической акции. Видите сами, какая нас насыщенная событиями и делами жизнь!

Для будущих поколений
Не остался в стороне и вопрос о мордовских национальных традициях, языке, на котором общаются жители. К сожалению, молодежь в основном говорит по - русски, родной мордовский язык забывается. Чтобы как-то сохранить его, организованы клубы по интересам: клубы «Контакт», «Дамский», ЗОЖ. В «Контакте» собираются пожилые сельчане, говорят по- мордовски, песни поют. Мы стараемся запечатлеть эти встречи в специальных альбомах, чтобы память осталась для будущих поколений…

Невольно вспомнился мне один из рассказов Ивана Тургенева: «Оно так было, есть и будет. До сих пор в глубинках на своих выносливых плечах таскают ведра, до сих пор деревенские встают с солнцем и отправляются на работу, до сих пор жители деревни сплоченнее любого города мира.  Зайди ты в любой дом, а там пахнет блинами да оладушками, мясом жареным да копченым, чаем липовым да смородиновым… И это свое, домашнее! Все прекрасно в обычной деревне…».

Виктор ЕРЕМЕНКО

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца