Фактура

Story: пивная мамаша

Story: пивная мамаша

Второй по величине город Самарской области — Тольятти продолжает удивлять журналистов внутриполитическими скандалами и громкими разоблачениями в области ЖКХ. Тем более, что одни процессы часто тесно связаны с другими. Даже...
06.05.2019

Культура

Хороводы и гуслетерапия на...

Хороводы и гуслетерапия на...

Продолжаем знакомить читателей с программой фестиваля «Красная собака», который...
03.06.2019

Город ZERO

Ноу криминалити...

Ноу криминалити...

Парламентарии и силовики не заметили материал про авторитетного депутата Дуцева и лидера ОПГ Шейкина, - пишет портал «Парк Гагарина». Новостной сайт News163.ru,...
11.06.2018
Мы в социальных сетях:

Этот материал я подготовил после встречи с Рамилем Хузиным, он работает директором школы в Мулловке. Мы пили чай и обсуждали книгу  Шамиля Галимова «Очерки истории села Мулловка». Вот, что из этого получилось.

Начало начал
Первое кладбище Мулловки теперь осталось почти в середине села. На самом его краю покоится прах Алимбека-муллы - первопроходца.  Именно он в 1803 году приехал сюда осмотреть новые земли, убедился в их пригодности для проживания. И только потом его примеру последовали другие.

Конечно, к моменту приезда Алимбека-муллы здешние земли не были пустующими и неизведанными в буквальном смысле слова. К началу ХIХ века недалеко от этого места существовало уже множество населенных пунктов. Оставались лишь небольшие островки свободной земли. На одном из них и поселилась будущая Мулловка.

Профессия и занятие первопроходца (мулла) и определило название населенного пункта, которое не требует дополнительных пояснений.  Почва вокруг Мулловки была пригодна в первую очередь для возделывания наиболее стойких и выносливых культур, таких как рожь, просо и овес.  Широкий, переходящий в равнину и удобный для устройства деревни овраг, густой лес, речка с множеством родников, хорошие пастбища для скота обещали быстрое налаживание быта на новом месте.

Переселенцы, едва устроившись на новом месте,  уже в 1810 году построили мечеть. Вскоре при мечети заработала духовная школа-медресе. Через 60 лет в Мулловке прихожанами местной мечети числятся 300 мужчин и 340 женщин. При ней имеются уже два медресе с 20 учащимися.

Власть Советов
В 1917 году  толпа бедняков напала на хозяйства нескольких зажиточных односельчан. К весне даже в самых отдаленных селениях были сформированы новые органы власти. До весеннего сева земля прежнего крестьянского общества деревни Мулловка была разделена.  Основным принципом распределения стало количество едоков в семье. Все безземельные, с помощью новой власти, получили свои наделы, а также плуги, бороны, сбрую для лошадей.

Но летом в стране началась гражданская война. До Мулловки дошли "белочехи".  Непрошенные гости отнимали у местного населения продовольствие и ценные вещи, заставляли вступать в свою армию. Но новобранцы, под угрозой расправы вступавшие в так называемую «Народную армию», по пути в Самару при первой же возможности сбегали.

Почти анекдотический случай произошел с двумя солдатами поневоле.  Они не смогли увернуться от мобилизации и вынуждены были служить в хозяйственном взводе.  Решили бежать. Один из них с чего-то взял, что его земляк погиб и отправился в деревню один. Приехав, сообщил родным эту весть. Но когда люди собрались на поминки, заявился  и сам «погибший».

Из Мулловки добровольно на борьбу за народное дело в Красную Армию ушло много  односельчан,  среди них  Шайдулла  Ишмухаметов – из семьи бедняков. Он участвовал в боях разных фронтов гражданской войны, стал красным командиром. Потом трудился на различных хозяйственных  и советских должностях, а в Великую Отечественную войну был снова призван в армию и дослужился до звания подполковника. Потом, в мирное время, возглавил колхоз в Башкирии. Стал пенсионером союзного значения. Умер в 1956 году.

В 1918 году красноармейцем стал и Зиннят  Шамшутдинов. Он  воевал в составе второго мусульманского полка, сформированного в Саратове, против деникинцев, а потом колчаковских войск. В сентябре 1919 года при освобождении Урала он был ранен и впоследствии демобилизован. С первых лет коллективизации трудился в колхозе.

"Надо вступать"
В конце 20-х годов началась  агитация за вступление в артель. В 1930 году она приняла  наступательный характер. Государство всячески  поддерживало колхозы, одновременно создавая препоны  для развития единоличных хозяйств (в первую очередь, более высокими налогами). Власти не чурались и мер принуждения. Народ колебался – крестьяне то входили в колхоз, то выходили из него. Но в целом у людей росло и крепло понимание, что другого выхода все равно нет – надо вступать. Поэтому  Мулловка избежала в это время конфискации скота у  особо упорствующих, массовых арестов «контрреволюционных элементов» и сравнительно безболезненно интегрировалась в колхоз.

Первыми заявления в коллективное хозяйство подали  Нетфулла Шайдуллов, Габбас  Ишмухаметов, Хайдар Насыров и некоторые другие. Всего – 12 хозяйств. За ними потихоньку потянулись остальные. В феврале 1931 года Красноярский колхозный союз зарегистрировал мулловскую сельхозартель под названием «ВИЛ», в честь Владимира Ильича Ленина. К весне колхоз уже насчитывал  60 хозяйств.
Первым его председателем стал Нетфулла Кагиров. А следующий, 1932 год, вошел в историю хозяйства первой наградой от Советской власти. Райисполком за высокие показатели в работе вручил в качестве премии передовому бригадиру Герею Абдрашитову пальто.

В поисках «врагов народа»
Во второй половине 30-х годов мощная волна борьбы с «врагами народа» докатилась и до куйбышевской глубинки. В  один из сентябрьских дней 1937 года в Мулловку из райотдела милиции пригнали целую «полуторку», самую большую по тем временам автомашину, чтобы увезти всех сразу.

Председателем совета тогда был Ахмет Габитов. Он-то неожиданно и воспротивился работникам НКВД. Чувствуя, что всех не оградить от ареста,  он встал на защиту одного – Фаллях – бабая. «Лучше меня возьмите, а его не трогайте, невиновен он», - выпалил в сердцах председатель. Те в ответ опешили и отступили. Остальные арестанты были отправлены в тюрьму. Из них в деревню вернулся только один. Родственники одного из арестованных – Адиуллы Камалетдинова в 50-е года получили из прокуратуры справку, что он умер в заключении. Стандартная отписка. В действительности, он был расстрелян.  «Врагу народа» было тогда 68 лет.

А завтра была война
С конца 30-х годов победивший колхозный строй, при всех его перегибах и несправедливости,  внес в быт сельчан определенный порядок и устойчивость. При этом он, хоть и на самом низком уровне, но все же обеспечивал большинству прожиточный уровень.

В субботу, 21 июня,  в Мулловке праздновалась  свадьба – молодоженами были  учитель Котдус  Гайнуллин и Мукаряма Зулькарнеева. Гости пели и плясали от души и разошлись только под утро, чтобы выгнать скотину и продолжить праздник.  Никому  тогда было невдомек, что в те часы на западных границах страны уже началось немецкое вторжение.

«Война!» Эта весть быстро разошлась по Мулловке. И всем сразу стало понятно, что прежняя мирная жизнь осталась позади. В первый же день на фронт ушли 11 человек. Времени на сборы было в обрез. В этой суете мимо дома одного из призванных  - Махмута  Музафарова, с коромыслом шла девушка. Махмут, уже прошедший огонь советско-финской войны, попросил ее остановиться и сказал: «Сестренка, дай попью воды! Только  Аллах знает, доведется ли еще побывать на родной земле».  Как в воду глядел Музафаров – не довелось…

На фронт ушли самые здоровые и трудоспособные мужчины. Всего из Мулловского сельсовета было мобилизовано 174 человека. Из них вернулось только 100. Все колхозное хозяйство и все другие заботы полностью легли на плечи женщин, стариков и подростков.

Весной 1944 года в Куйбышевском Заволжье заболевание септической ангиной унесло из жизни почти пять тысяч человек. Не обошла эта беда и жителей Мулловки. С трудом пережив очередную военную зиму, они собирали колоски на полях, где с осени оставалось неубранное зерно. Пролежав относительно теплую зиму под толстым слоем снега, оно сопрело и превратилось в ядовитый токсичный продукт. Надеясь, что «пронесет», люди мололи заплесневевшие зерна на ручных мельницах и пекли хлеб. Он получался  пышный, красивый, с хрустящей корочкой, но с запахом дуста и остро-неприятным вкусом. Гортань и носоглотка поражались уже на вторые сутки, покрывались язвами и начинали опухать. Человек не мог принимать пищу. Наступала смерть.
Наконец, война закончилась. А в Мулловке, когда по радио передавали сообщение о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии,  хоронили 19-летнего парня – Гусмана Зулькарнеева. Он вернулся с фронта год назад с тяжелым ранением черепа в теменной части. Работал заправщиком. День Победы ждал с особым нетерпением: с  окончанием войны он должен был ехать в Москву на операцию по удалению застрявшего в голове осколка. Но не дожил.

Языковые опасности
В налаживании послевоенной  мирной жизни активно участвовала сельская молодежь. 1949 год стал знаменательным: власти обратили внимание на сферу образования. Мулловская начальная школа уже не могла удовлетворить растущих потребностей села. Стараниями руководителей и педагогов, начальная школа была преобразована в семилетнюю, а через десяток лет – в восьмилетнюю.

Сейчас трудно представить, что сорок лет назад татарские дети, живущие в деревне, плохо знали русский язык. И для них это нередко становилось препятствием в усвоении школьной  программы, а самое главное - в продолжении учебы за пределами родного села, особенно в городе. Тогда это было действительно актуально. Теперь же появилась обратная и очень опасная тенденция: сокращение сферы применения родного языка. Дети  привыкают изъясняться больше на русском языке.

В разряд "неперспективных"
В феврале 1972 года районная газета «Маяк Ильича» сообщила о прошедших в Мулловке и Сухих Авралях собраниях колхозников, которые вынесли одно и то же решение: объединиться. Мулловка стала вторым отделением колхоза «Восток». Но довольно скоро стало ясно, что объединение не пошло Мулловке на пользу. С этого времени мулловцы занимают прочное место внизу районных сводок. Но дело одной экономикой не ограничилось.  К этому еще нужно добавить типичное для того времени  разделение  сельских населенных пунктов на два разряда:  «центрально-усадебные» и «неперспективные». Мулловка попала во второй. Изменился статус села: из отдельного самостоятельного хозяйства оно перешло в отделение колхоза, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Центр колхоза отделился на 11 километров от села, но от людей на самом деле он отдалился еще дальше. Постоянно возникала необходимость поездок на центральную усадьбу. Осенью и весной эта дорога, тогда еще без твердого покрытия, превращалась в непролазное месиво…

Неизвестно, сколько бы продолжалась эта «неперспективность», если бы не горбачевская перестройка. Население Мулловки решило воспользоваться переменами и воссоздать самостоятельный колхоз.  После пятнадцатилетнего застоя, село вступило в новый этап обновления и подъема.

Период распада
В 1991 году распался Советский Союз. Село Мулловка, как маленькая частица огромной страны, не могла отгородиться от упадка. Сначала прекратила свое существование МТФ,  затем очередь дошла и до полеводства.  Как следствие, колхоз через несколько лет прекратил свое существование. В упадок пришло все хозяйство, обветшали и разрушились хозяйственные постройки.

Сельскохозяйственную струйку в жизни Мулловки теперь поддерживают фермеры.  Первопроходцем в этом направлении стал Амирхат  Хайруллов, который смело начал  осваивать новые методы хозяйствования и добился успеха. Его примеру последовали и братья Ильяс и Ильдус Давлетбаевы, Гусман Насыров. С каждым годом увеличивает посевные площади Ильяс  Фахурдинов. Для основной же части трудоспособных сельчан средством заработать на жизнь стало личное подворье и случайные заработки на стороне.

Но и в таком положении село продолжает жить. Мулловцы, родившиеся и выросшие здесь, которые проживают сейчас в разных городах, постоянно подтверждают свою преданность священной земле предков.  И это вселяет надежду, что у Мулловки есть будущее…

Виктор ЕРЕМЕНКО

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца