Фактура

"Самара-Арена" захрустела

"Самара-Арена" захрустела

Сегодня, 17 февраля, источник новостного сайта News163.ru сообщил, что на "Самара-Арене", цитата: "лопнули две несущие балки". Речь идёт о конструкциях, которые держат купол спортивного сооружения. Всех, кто был в этот...
17.02.2021

Культура

Что почитать? Тайны запасн...

Что почитать? Тайны запасн...

Никогда не думал, что это напишу, но тем, кто увлекается историей (причем, не то...
13.04.2021

Город ZERO

Город «для остальных»...

Город «для остальных»...

Мэрия Самары и жители этого российского мегаполиса живут в разных городах. Допускаю, что даже на разных планетах. Поскольку, я никогда не работал...
28.12.2020
Мы в социальных сетях:

В эти дни любители музыки многих стран - в ожидании открытия XV Международного конкурса имени Чайковского, одного из самых престижных в мире. Уникальность его в  том, что он проходит сразу по четырем специальностям: «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель» и «Сольное пение». Лауреаты и дипломанты Конкурса Чайковского разных лет составляют ныне ядро мировой музыкальной элиты.

Самарский контекст
Отмеченные на Конкурсе Чайковского музыканты оказывают большое влияние на формирование культурной ауры практически всех крупных городов России, и Самара не является исключением.
В 2006 году, незадолго до своей кончины, выдающийся пианист Наум Штаркман делился со мной воспоминаниями о том, с каким огромным энтузиазмом в 1958 году его, совсем еще молодого пианиста, ставшего лауреатом I Конкурса Чайковского, встречали жители Куйбышева. Тогда он с трудом пробрался в филармонию на собственный концерт сквозь конные наряды милиции. На том давнишнем концерте довелось присутствовать и мне.

Членом пианистического жюри одного из Конкурсов Чайковского был профессор Московской консерватории Виктор Мержанов – он также неоднократно входил в состав жюри традиционного Конкурса молодых пианистов Поволжья имени Кабалевского, который, обретя всероссийский статус, проходит в Самаре  и сейчас.

Самара оставила глубокий след в творческих судьбах завоевавших ныне мировую славу пианистов Александра Гиндина и Дениса Мацуева. Именно в Самаре Александр Гиндин впервые в своей жизни выступил с симфоническим оркестром. Это было в 1994 году накануне X Конкурса Чайковского, на котором он, самый молодой участник, стал лауреатом. Денис Мацуев, также выступавший в Самаре в самом начале своей карьеры - в начале 1990-х годов, приезжал к нам и триумфатором - сразу после получения первой премии на XI конкурсе 1998 года.

Вспоминала Самару и несравненная японская скрипачка Дженифер Ко, выступавшая у нас накануне X Конкурса Чайковского, на котором ей, безусловно лучшей, досталась лишь разделенная с российской участницей вторая премия, за которой она не сочла нужным выходить на сцену Большого зала. Третьей премии на этом конкурсе была удостоена уроженка Тольятти певица Ирина Гелахова. Бронзовыми лауреатами XII Конкурса Чайковского 2002 года стали сестры: скрипачка Татьяна и певица Анна Самоил, имеющие генетические корни в нашем крае: их мать - из города Октябрьска Самарской области, а отец - известный дирижер Александр Самоил неоднократно гастролировал в Самаре. Татьяна была педагогом на завершившейся на днях в нашем городе Пятой детской музыкальной академии Юрия Башмета.

Но, конечно, больше всего Самара гордится успехом солиста Самарского академического театра оперы и балета Анатолия Пономаренко. Совсем молодым певцом он приехал в Куйбышев по окончании Киевской консерватории, связав с нашим городом всю свою творческую судьбу. Именно из Куйбышева он поехал на V Конкурс Чайковского 1974 года, завоевав на нем третью премию.
 
Зигзаги истории
Много воды утекло со времени проведения в 1958 году в Москве первого Конкурса Чайковского. Прежде ничего подобного у нас в стране не происходило. Советский Союз жил, отделенный от окружающего мира железным занавесом. Это в полной мере относилось и к сфере культуры и искусства. Открыв в 1958 году шлагбаум для несколько сотен зарубежных исполнителей - участников конкурса, руководство страны сделано все возможное, чтобы эта акция стала для всего мира бесспорным свидетельством расцвета советской культуры. Так оно в общем и вышло, так продолжалось в течение многих десятилетий. И какие бы политические и экономические катаклизмы ни обрушивались на нашу страну, проходящий раз в четыре года Конкурс Чайковского всегда оставался некой незыблемой константой, вселяющей оптимизм и символизирующей непреходящую ценность подлинного искусства.

Важно подчеркнуть: уникальное по своей сути творческое состязание, несмотря на радикальные перемены в общественном укладе страны и сгущавшиеся над ним в последние десятилетия тучи из-за организационных издержек и не вполне справедливого, по мнению многих, судейства, продолжает оставаться национальным достоянием нашей страны и находится под опекой государства.

За свою более чем полувековую историю конкурс пережил немало сложных периодов. Постепенно копились, достигнув в конечном счете «критической массы» претензии к тем, кто в течение многих лет стоял у штурвала конкурса, занимался его организацией и проведением. Этих людей обвиняли во всех смертных грехах, начиная с неэффективности работы и плохого менеджмента: информация о конкурсе, действительно, была чрезвычайно скудной, и кончая катастрофическим снижением престижа конкурса. Последнее являлось, пожалуй, самым болезненным симптомом. В спорах о том, как помочь конкурсу, было сломано немало копий. С одной стороны, на конкурс приезжало все меньше музыкантов из европейских стран и лишь немногим зарубежным участникам удавалось стать лауреатами. Но, с другой стороны, уровень подготовки наших ребят всегда был безупречен.

Есть что вспомнить
Даже самые уязвимые с точки зрения организации конкурсы неизменно выдавали «на гора» великолепных исполнителей. Достаточно назвать хотя бы пианиста Дениса Мацуева - золотого призера XI конкурса 1998 года. Этот конкурс получил репутацию одного из самых неблагополучных. Впрочем, имея возможность с середины 1970-х годов наблюдать изнутри эпопею Конкурса Чайковского, могу засвидетельствовать: подобные оценки выдавались потом практически всем состязаниям.

Победа на Конкурсе имени Чайковского принесла мировую известность многим музыкантам. В их числе пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашенази, Михаил Плетнев и Григорий Соколов, скрипачи Гидон Кремер, Владимир Спиваков и Виктория Муллова, виолончелисты Антонио Менезес, Наталия Гутман и Марио Брунелло, певцы Евгений Нестеренко, Паата Бурчуладзе, Елена Образцова и Дебора Войт. В конкурсном жюри работали такие великие музыканты, как Дмитрий Шостакович и Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович и Святослав Рихтер, Давид Ойстрах и Георгий Свиридов, Мария Каллас и Ирина Архипова, Марио дель Монако и Кшиштоф Пендерецкий.

Меня лично Конкурс Чайковского, на котором довелось присутствовать начиная с четвертого конкурса 1970 года, всегда привлекал особой волнующей атмосферой, необычайным душевным подъемом. Это ощущали все так или иначе причастные к конкурсу, начиная с главных персонажей - конкурсантов и кончая многочисленными беззаветно преданными музыке слушателями. Что ни говори, ауре нескольких последних конкурсов недоставало былой приподнятости и романтизма - они как бы истаяли. Очевидно, это знак нашей жизни, которая стала более прагматичной и рациональной. И хотя все туры прослушиваний по-прежнему проходили при большом стечении публики, в ней существенно уменьшилось число благородных фанатов, страстных и доброжелательных «болельщиков».

На волне перемен
Прошлый, XIV Конкурс Чайковского 2011 года прошел на волне радикальных организационных перемен. Оргкомитет возглавлял директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. В остальном же конкурс был отдан «на откуп» международным асам, имеющим солидный опыт проведения подобных творческих акций. Руководителем его рабочей группы был известный американский менеджер в сфере культуры Ричард Родзинский. Даже пресс-клубом конкурса заведовал специалист из Польши. С первого дня ощущалась предельная прагматичность конкурсной атмосферы. Обработка результатов велась по специальной компьютерной программе.

Соревнования впервые проходили не только в Москве, где обосновались пианисты и виолончелисты, но и в Санкт-Петербурге, куда отправили скрипачей и певцов. Это объяснялось необходимостью подстраховаться - на случай, если бы к моменту открытия не был готов реставрируемый Большой зал Московской консерватории. Но, похоже, обратного пути в столицу у конкурса уже не будет.
Была нарушена и одна из знаковых, ставшая своеобразным брендом Конкурса Чайковского традиция - посещение участниками, членами жюри и гостями Дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Зато победители получили значительно больше, чем после прошлых конкурсов, шансов самоутвердиться на лучших концертных подмостках мира.

Сюрпризы грядущих баталий
Не обойдется без сюрпризов и на нынешнем, XV Конкурсе Чайковского, на который поступило более 620 заявок из 45 стран мира. Первый сюрприз - дополнительные «живые» прослушивания претендентов, прошедших предварительный отбор по видеозаписям - во избежание возможных неприятностей на основных этапах соревнования.

В первом туре примут участие 30 пианистов, 25 скрипачей, 25 виолончелистов и 40 вокалистов – 20 мужчин и 20 женщин. Ко второму туру будут допущены по 12, а к третьему – по 6 пианистов, скрипачей и виолончелистов. Вокалистов будет 20 и 8 во втором и третьем турах соответственно.

На первом туре конкурсанты исполнят разножанровую  сольную программу, на втором, как и на прошлом конкурсе, участники-инструменталисты, помимо исполнения сольной программы, выступят со струнным оркестром, а на третьем в сопровождении большого симфонического оркестра финалисты исполнят по два фортепианных концерта, в том числе один из концертов Чайковского.
Произойдет «рокировка» скрипачей и виолончелистов, которые поменяются своими конкурсными прописками: скрипачи будут соревноваться в Москве, виолончелисты - в Санкт-Петербурге.

В жюри приглашены 40 крупнейших представителей мировой музыкальной элиты, в числе которых Владимир Ашкенази, Борис Березовский, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Давид Герингас, Денис Мацуев, Джон Фишер, Кристина Мути, Ольга Бородина, Дебора Войт.

Еще один сюрприз - упрощенная и достаточно жесткая система голосования членов жюри: «да» и «нет». Таким образом, впервые оказалась отвергнутой традиционная для Конкурса Чайковского балльная система оценок. Вопрос: надолго ли. Эксперименты для обеспечения более справедливой оценки конкурсантов на прошлых конкурсах проводились уже не раз.

Конкурс Чайковского дал старт успешной карьере многим музыкантам - выходцам из российской провинции, хотя свое музыкальное образование все они завершали в столичных и зарубежных учебных заведениях. Сегодня в Московской консерватории занимаются несколько наших земляков-самарцев, и перспективу их участия в этом соревновании не стоит сбрасывать со счетов. Поэтому публикация живых впечатлений о конкурсе собственного корреспондента «СИ» – единственного постоянного представителя российской провинциальной прессы на конкурсе, а также попытка расставить точки над «i» в околоконкурсных баталиях отнюдь не лишены смысла.

Валерий ИВАНОВ

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца