ГИБДД хочет штрафовать водителей каждые две секунды

В последнее время самарские автолюбители все чаще стали получать на руки так называемые «письма счастья». На самом деле это просто метафора, и ни о каком счастье в них речи не идет - ну не будешь же считать за счастье очередной штраф. А присылает их ГИБДД на основании фотографий с камер фиксации превышения скорости.

Непомерная цена
В сентябре после очередной деловой поездки по области такое письмо получил один из наших читателей. И не одно постановление о штрафе, а сразу два. Казалось бы, обычное дело. Ведь только на участке федеральной трассы М5 от Самары до Тольятти водители насчитали как минимум 12 камер. Попасть в объектив дважды более чем реально. Но это случай особый.
Достаточно вчитаться в цифры под снимками с нечетким силуэтом автомобиля-нарушителя, чтобы усомниться в адекватности сих документов. Между кадрами  первого и второго постановления прошло… менее шести секунд. Если верить указанным координатам, за это время машина преодолела около 200 м. То есть водителя оштрафовали дважды за то, что он проехал с превышением скорости мимо первой камеры и не успел сбросить скорость до второй, которая находилась двумястами метрами дальше.
Конечно, лихач не прав. Надо соблюдать скоростной режим. Но здравый смысл подсказывает, что это одно нарушение. Говоря юридическим языком, длящееся. А согласно КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Я спросил у Травина
Нарушения были зафиксированы передвижными комплексами автоматической фотофиксации ИС «Арена». Это знакомые всем водителям треноги, на которых установлены камеры, способные снимать как во встречном, так и в попутном направлении. Причем эти комплексы мобильны, их можно перемещать. В нашем случае их установили очень близко друг к другу, отчего и пострадал наш читатель. Другой вопрос, насколько законно такое частое размещение аппаратуры.
В Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области этот случай прокомментировали так:

- Нормативными актами РФ и эксплуатационно-технической документацией не установлено конкретное расстояние, на котором могут располагаться указанные комплексы друг от друга в одном направлении. Но исходя из технических характеристик, минимальное расстояние между ИС «Арена» выбирается не менее 100 метров в одном направлении.

Иными словами, в расположении камер нарушений закона не было. Но должны ли были лихача штрафовать дважды и не являются ли эти факты эпизодами одного длящегося нарушения?

- Административные правонарушения, зафиксированные в разное время, на разных участках дороги, являются разными правонарушениями, - поясняют в ГИБДД. - Учитывая это, должностное лицо выносит постановление по делу об административном правонарушении по каждому факту нарушения.

Интересно, что даже нарушения, зафиксированные с промежутком в две секунды, в ведомстве предпочитают считать двумя самостоятельными.
С теми же вопросами мы обратились к ведущему популярной среди автолюбителей телепрограммы «Первая передача», правозащитнику Виктору Травину. Он ответил в прямом эфире федерального канала НТВ, подтвердив правоту ГИБДД:

- Давайте разберемся. Если бы у вас и в одном, и во втором постановлении было указано одно и то же место нарушения, одно и то же время нарушения, то понятно, что это нарушение одно, и второе постановление, безусловно, должно быть по вашей жалобе отменено. Но если разное время и разное место, то, видимо, это два нарушения. Впрочем, подайте жалобу. Может быть, вам и повезет.

Измеряем наказание в камерах
Управляющий партнер адвокатского бюро «Яблоков, Лапицкий и партнеры» Вячеслав Яблоков советует при обжаловании подобных постановлений полагаться не на везение, а на объективные факты:
- Трактовки разового длительного нарушения либо двух нарушений скоростного режима в короткий промежуток времени пока не существует. Уверен, что при оспаривании второго нарушения в суде и суд, и юристы вынуждены были бы разбираться в технических моментах. Есть утвержденные методики проведения автотехнических экспертиз по делам о ДТП. Всегда ставится вопрос о наличии или отсутствии у водителя технической возможности избежать столкновения. Обязательными параметрами, которые используют эксперты, являются скорость реакции человека, скорость срабатывания тормозного механизма транспортного средства, тип автомобиля, динамика торможения в зависимости от типа транспортного средства и др. Усредненный показатель реакции человека на возникшую опасность составляет примерно полсекунды. Усредненный показатель срабатывания тормозного механизма на легковом автомобиле превышает это время. Иными словами, если человек захотел затормозить, то пройдет не менее секунды с момента возникновения желания до начала торможения машины. Очевидно, что при нажатии на педаль тормоза машина сразу не сбросит скорость, например, со 120 км/ч до положенных на трассе 90 км/ч. Экспертная методика свидетельствует о том, что за одну секунду такое снижение невозможно. В суде все эти обстоятельства стали бы предметом детального исследования в целях вынесения справедливого решения по второму штрафу.

Вячеслав Яблоков не согласен с тем, что лихачей можно штрафовать каждые две секунды.
- Комментарий ГИБДД «про две секунды» формально не нарушает законодательства, но противоречит логике и здравому смыслу, - считает юрист. - Во избежание подобных злоупотреблений со стороны сотрудников ГИБДД есть смысл разработать и утвердить технический регламент установки средств автоматической фиксации скорости, где надо предусмотреть минимально возможное расстояние установки с учетом логики, здравого смысла и уже имеющихся технических показателей.

Действительно, пока таких нормативов нет, ничто не мешает ставить камеры через каждые 100 метров, срывая джек-пот на каждом забывшем о скоростном ограничении водителе. Но мы живем в правовом государстве, и основные принципы права нарушаться не должны. Все-таки наказание должно определяться тяжестью нарушения, а не числом камер, которые его обнаружили.

Мнения
Юрий Венедиктов, депутат Самарской губернской Думы:
- Я не против того, чтобы меня штрафовали через каждые пять секунд, если я нарушаю Правила дорожного движения. По статистике снижение скоростного режима всего на 5% вызывает снижение смертности в ДТП на 25%. А сейчас у нас на дорогах гибнут в среднем 27 тысяч человек в год. Любая авария со смертельным исходом - это трагедия, невосполнимая утрата. Поэтому если есть возможность контролировать все дороги с помощью камер, нужно ее использовать. Люди могут быть недовольны, что их штрафуют, но если они не хотят соблюдать правила, пусть ездят на такси. Или пешком ходят.

Дмитрий Котуков, блогер:
- Во всем должна быть мера. Камеры нужны на дорогах. Но ставить их через  каждые 100 метров – это нонсенс. По сути, если между нарушениями проходит меньше минуты - это длящееся правонарушение. При желании можно и минуту разбить на секунды, выписывая штрафы за каждую секунду отдельно. Но есть ли в этом  здравый смысл? На мой взгляд, расстояние между камерами должно быть не менее 5 км.

Павел Гармашов, водитель со стажем:
- Штрафовать водителей с такой частотой — это неправильно. За несколько секунд человек может просто не успеть сбросить скорость. Должен быть определенный промежуток времени, чтобы человек элементарно мог среагировать. По-моему, инспектор не должен выписывать штраф за несколько нарушений сразу, если разница между ними около 5 минут. Должно пройти хотя бы полчаса. Это будет уже другой участок дороги. И если водитель там снова нарушил – то да, его нужно наказать.

Айрат Фяткуллов, водитель:
- Если вдуматься, это вполне оправданная мера. Увы, чем жестче меры, тем эффективнее они действуют на современных автолюбителей. Однажды в объектив дорожных камер попал я сам. Мне пришло два штрафа с разницей во времени меньше минуты. Это произошло во время моей поездки в Тольятти. Было жалко, но оплатить штраф пришлось. Что поделаешь, не нужно было нарушать. Мы сами виноваты. Никто не заставляет нас превышать скорость. Это наш выбор, хотя мы знаем, что этого делать нельзя. Вот и платим за свои ошибки. Главное при этом — научиться не только платить за них, но и осознавать.

Андрей СЕДОГИН,
Екатерина ТУХТАМАНОВА