Проблему старых автобусов решат за счет самарцев

С 1 июня 2015 года в Самаре увеличится стоимость проезда в общественном транспорте, теперь поездка в один конец обойдется пассажиру в 23 рубля. В сложившейся экономической ситуации, когда подорожали даже продукты первой необходимости, население отреагировало на эту новость сдержанно. Многие читатели, с которыми говорили репортеры нашего издания, признались, что ждали роста цен на проезд и не удивились, когда власти об этом объявили.

С одной стороны, эксперты говорят, что нужно обновлять устаревший автопарк и закупать новые автобусы на экологическом топливе, или арендовать их. А это деньги, которых в бюджете кот наплакал. Кроме того, средства нужны на покупку газового топлива.

С другой стороны, горожанам придется переплачивать за то, что они получат в иллюзорном будущем, а пока нужно довольствоваться тем, что есть – пробками на Московском шоссе и Ново-Садовой, ведь ситуация на дорогах с подорожанием проезда вряд ли не изменится.
«Самарские известия» решили разобраться, из каких составляющих складывается стоимость проезда в общественном транспорте и почему самарцы должны платить за поездки на 3 рубля больше.

Себестоимость проезда
Предприниматели, которые занимаются пассажирскими перевозками, утверждают, что за последние полгода цены на запчасти и оборудование выросли. Эту информацию «Самарским известиям» подтвердил и экс-директор муниципального предприятия «Пассажиравтотранс» Алексей Попов, который покинул свой пост в ноябре 2014 года: «Себестоимость проезда складывается из нескольких факторов: затрат на топливо, фонда заработной платы и ремонтного фонда (запчасти и все остальное). Последнее особенно важно, так как, несмотря на то, что наш подвижной состав весь в основном российского производства, там очень много иностранных комплектующих. Сегодня запчасти сильно подорожали, соответственно и ремонт стал обходиться в копеечку. На самом деле реальная себестоимость проезда гораздо выше 20 и 23 рублей. Разницу в рамках расчетного тарифа город компенсирует из бюджета».

Как рассказал источник «Самарских известий» в администрации г. о. Самара, специалисты рассчитывают стоимость проезда на каждом маршруте, затем округляют до определенной цифры: «Сверх этой цифры закладывается рентабельность себестоимости, чтобы закупать новый подвижной состав, увеличивать зарплату водителей. Грубо говоря, 70 из 100% - это реальные затраты перевозчика на обслуживание маршрута, перевозку пассажиров, а 20-30% - рентабельность, повышение зарплат, закупка нового подвижного состава. Налоги платятся также с этих 20%, в частности, земельный налог».

Проезд в коммерческом транспорте тоже вырастет. По словам заместителя директора по эксплуатации группы компаний «Рейс» Сергея Семушкина, ситуация с коммерческими маршрутами аналогичная: «Частные перевозчики направили письмо в Министерство экономического развития Самарской области с просьбой поднять цену проезда до 25 рублей. Причина очень простая – подскочил курс доллара, а вместе с ним цены на запчасти, горюче-смазочные материалы, аренду помещений. Однако нам разрешили поднять проезд пока только на 3 рубля».

Еще более сложная ситуация с такими видами транспорта, как трамваи и троллейбусы.  Чиновники мэрии Самары на условиях анонимности признались, что главная проблема здесь – это существенный рост цен на электроэнергию.

Зарплата водителей и кондукторов
Повышение  стоимости проезда в общественном транспорте вряд ли отразиться на доходах водителей и кондукторов. По крайней мере, в этом году точно. Это подтвердил и Алексей Попов: «По выплатам водительско-кондукторному составу каждый год проводилась индексация. В зависимости от уровня инфляции просчитывался процент повышения заработной платы, который в обязательном порядке согласовывался с департаментом экономического развития Самары. Только после этого цифры передавали предприятиям, а те повышли зарплату сотрудникам».

А вот с коммерческими перевозчиками дело обстоит несколько иначе. По словам заместителя директора по эксплуатации ГК «Рейс» Сергея Семушкина, зарплата водителя и кондуктора зависит от выручки: «Больше доход – больше прибыль. Повышение проезда в транспорте выгодно всем, кроме самих пассажиров».

Проблемы с автопарком
Ситуация, сложившаяся в транспортной отрасли, неутешительная. Так, Алексей Попов говорит, что автопарк муниципального предприятия сегодня очень изношен. По его мнению, численность автобусов нужно увеличить больше, чем в два раза: «Сегодня у нас есть около 350 автобусов, большая часть которых работает от 7 до 9 лет. Для сравнения: чтобы обеспечить нормальное функционирование города нужно не меньше 800 автобусов (столько было в советское время). Только тогда у жителей появится желание пересесть с личного транспорта на общественный».

Специалисты объясняют, что в идеале, около 10% подвижного состава должно списываться ежегодно, в Самаре это примерно 50 автобусов. Для этого собирается комиссия из специалистов предприятия, сотрудников департамента транспорта и департамента имущества. Они проводят комиссионный осмотр машин и, если решают, что автобус ремонтировать нецелесообразно, его списывают.

Экоавтобусы или заглянуть в будущее
Впрочем, нельзя сказать, что подвижной состав автопарка совсем не обновлялся. В этом году в МП «Пассажиравтотранс» поступила партия из 82 автобусов, работающих на природном топливе. Их купили в лизинг. Финансирование осуществлялось из федерального, областного и городского бюджетов.

Согласно постановлению РФ, до 2020 года в городах миллионниках не менее 50% пассажирского общественного транспорта должно работать на компримированном природном газе. В городе с численностью населения не более 800 000 – не менее 30%. 

Алексей Попов считает, что именно поэтому уже сегодня Самара, как и многие другие города России, начинает закупать или брать в лизинг специальные низкопольные автобусы ЛИаЗ. В этом году на их аренду было затрачено более 800 млн. рублей.

«Каждый из таких автобусов стоит немало - минимум 10 миллионов. Зато газовое топливо обходится дешевле обычного. Насколько я помню, цена на него зафиксирована в постановлении. Еще один плюс газа – минимальное количество выбросов вредных веществ в атмосферу, - говорит Алексей Попов. - Существенный минус автобуса на дизельном топливе – дополнительные расходные материалы. Газовое оборудование, установленное в новом ЛиАЗе, нуждается только в наблюдении за ним, поддержании работоспособного состояния. Оно менее ломкое и более износостойкое, чем дизельный двигатель». 

По мнению других источников «Самарских известий», обслуживать эти автобусы дешевле примерно на 25% , в год это существенная экономия денег. «Пока этих автобусов 82, а потом будет еще больше», - обещают наши эксперты. 

Почтовый ящик «Самарских известий». Пишите нам: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Екатерина ИМУКОВА,
Анастасия ЛЕВКОВИЧ,
Артем КОМАРОВ