Жители "Города мира" воюют с автомобилистами

Вынужденные часами простаивать в заторах, самарские водители начали искать обходные пути, буквально «пробивая» себе дорогу во дворах. Там они столкнулись с категорическим непониманием местных жителей, которые не готовы уступать автолюбителям ни в чем.
А пока температура воздуха в Самаре растет пропорционально пробке на Московском шоссе, репортеры нашего издания разбирались в самом громком дорожном конфликте этой весны, случившемся в жилом квартале «Город мира».

В ход пошли бетонные блоки
Улица Центральная совсем не похожа на главную городскую магистраль. Тем не менее, так она называется. Борьба за этот участок дошел до открытого противостояния. По одну сторону дороги - стройка. Другая часть заставлена припаркованными к тротуару машинами. Если верить очевидцам, на этом небольшом клочке, возле домов №№25-29 развернулись настоящие баталии между жильцами близлежащих домов и автолюбителями.
Не желая мириться с тем, что их, некогда тихий двор, превратили в проезжую часть, граждане стали перекрывать пути машинам шлагбаумами и бетонными блоками. Водители, которые привыкли объезжать пробки на Московском шоссе через эту территорию, тоже перешли в наступление – от ограждений и шлагбаума остались щепки. До сих пор не понятно, кто именно ликвидировал препятствия? Впрочем, преграды на пути к взаимопониманию сторон никуда не делись.

Своими глазами
Самарскую улицу Центральную можно пройти за десять минут.
- Год назад возле наших домов сделали хорошую асфальтированную дорогу. С того момента тут начали ездить автомобили, - рассказывает жилец дома №27 по ул. Центральной Игорь Сауткин. – Конечно, мы были недовольны - повесили шлагбаум со стороны ул. Санфировой. Последовала череда скандалов, даже стычек с водителями. Почему, мол, перекрываете улицу? По нашей информации, ул. Центральная не проходит через наш двор, а дорога, которую считают за городскую магистраль, относится к придомовой территории. То есть это общая собственность жильцов. Поэтому на въезде во двор со стороны ул. Гастелло стоит соответствующий знак «Жилая зона».

Для самарских водителей, которые не желают мириться с пробками на Московском шоссе в часы пик, дорожные знаки не помеха. По словам Игоря, в это время дорога во дворе буквально кишит автомобилями.
- Через нас не только выезжают с Московского шоссе, но и заезжают туда, - добавляет он. - На Санфировой образуется кошмарная пробка. Многие пытаются объехать ее по нашей дороге. В результате мне, живущему в одном из этих домов, приходится тратить больше часа, чтобы припарковать во дворе машину. Да и выехать, если потребуется, невозможно.
- То есть шлагбаум необходим?
- Конечно. А еще не помешал бы инспектор ДПС, который бы штрафовал нарушающих ПДД водителей. В часы пик они скапливаются здесь десятками.
- А как будет заезжать машина «скорой помощи»?
- На этот случай во двор есть отдельный въезд и площадка с обратной стороны дома. К тому же «скорую» всегда пропустят и через шлагбаум.

А еще страдают дети
Так вышло, что в сложившейся ситуации страдают не только жильцы, паркующие возле домов свои машины. Дорожная проблема не обошла стороной и родителей, чьи дети каждое утро и вечер собираются здесь на игровой площадке. Когда во дворе образуется автомобильный затор, малышне можно смело затыкать уши. Отборный, сочный мат водителей слышно на всю округу. Об этом нам рассказывает семейная чета Модиных и бабушка играющего на детской площадке мальчика Эншэ Мухтарова.

- Вечером с 16.00 до 21.00 и утром с 7.00 до 10.00 здесь творится тихий ужас, - добавляет оператор по газовым установкам местной управляющей компании ООО «Визит-МЗ» Андрей Гордеев. - Ходить по двору невозможно, особенно мамочкам с колясками. Постоянно случаются аварии. Только при мне было не меньше десяти. А все потому, что водители пытаются проезжать через двор с обоих его концов. В том виде, как она есть, дорога не  рассчитана на такой поток машин. Движение по ней нужно ограничить, сделав его односторонним. Если строить из этой дороги обводную магистраль, то ее нужно расширять. А для этого требуется разрешение властей.

- То есть, вы хотите пойти навстречу автомобилистам?
- Я сам водитель. Да, иной раз здесь удобно объехать пробку на Московском шоссе. Если только не упрешься во встречную машину, водитель которой тоже решил схитрить и объехать. Разъехаться на этой дороге почти невозможно. Подперли тебя сзади двадцать машин и еще десяток спереди - что делать? Раньше я и сам объезжал Московское по этой дороге, когда ее еще не заасфальтировали. Она была плохой и мало кому известной. А если про нее и знали, то старались не ездить, чтобы не портить автомобиль. Потом дорогу сделали, и многие автолюбители полюбили ее. Теперь проехать по ней в час пик — себе дороже.

Официально
Мария Гурьянова, пресс-секретарь департамента транспорта г.о. Самара:
- Для того, чтобы перевезти, к примеру, сто человек, требуется один автобус, троллейбус или трамвай. Автомобилей нужно, как минимум, двадцать - это ощутимо снижает пропускную способность улицы. Поэтому жителям рекомендуем пользоваться общественным транспортом. Он эффективнее еще и с точки зрения экологии, ведь количество вредных выбросов от автомобилей значительно выше.
Что касается периода дорожных работ, то для пассажиров городских маршрутов администрация Самары постаралась сделать все возможное, чтобы свести к минимуму неудобства. Во-первых, схема движения транспорта осталась неизменной, он курсирует по своим маршрутам и графику. Во-вторых, понимая, что большую нагрузку в это время возьмут на себя трамваи, на ряде маршрутов увеличили количество вагонов. На трамваях также  можно добираться до крупных транспортных узлов и пересаживаться на автобусы, троллейбусы или метро. На днях к станции метро «Алабинская» пустили еще один маршрут -  №11, по которому курсируют автобусы, работающие на природном топливе.
Кроме того, рекомендуем пассажирам заранее планировать свои поездки и пользоваться прогнозом прибытия транспорта на остановку. Это можно сделать с помощью мобильного приложения «Прибывалка 63» или на сайте tosamara.ru.

Оксана Кузнецова, заместитель начальника отдела УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, майор полиции:
- Согласно Правилам дорожного движения, запретительные меры по ограничению движения транспорта по внутриквартальным проездам, в том числе с применением противопроездных устройств, ограничивает граждан в их правах и свободах, что допустимо только на основании и в порядке, предусмотренном законом.  
При этом противопроездные устройства (шлагбаумы, вазоны, цепочки, столбики) не являются техническими средствами организации дорожного движения, соответственно, Госавтоинспекция не может в одностороннем порядке выдавать разрешения и  согласования на установку данных устройств. Порядок использования дворовой территории (режим движения) определен Жилищным кодексом Российской Федерации».

Комментарии
Александр Ворсунов, старший юрисконсульт отдела обеспечения судебной защиты ООО ЦПП «Потенциал»:
- Правилами дорожного движения установлено, что в жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем более пяти минут, движение со скоростью более 20 км/час. Наказание за это правонарушение установлено ст. 12.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Однако зачастую возникает проблема с определением собственно жилой зоны и привлечением к ответственности нарушителя. К сожалению, фиксировать все проезды через дворы и штрафовать виновных нереально. И тогда жильцам не остается ничего, кроме установки шлагбаума, который ограничивал бы проезд через двор. Чисто теоретически это возможно, но здесь необходимо соблюсти несколько условий.
В первую очередь нужно сформировать земельный участок под жилым домом, так называемую «придомовую территорию» – т.е. поставить его на кадастровый учет и выкупить его в общую собственность жильцов или взять в аренду. После этого, общее собрание жильцов может принять решение об установке шлагбаума. При этом понадобяться и другие согласования – в зависимости от конкретной ситуации получить их надо будет в администрации района, полиции, службе государственного пожарного надзора и у собственников инженерных коммуникаций, подведенных к дому. Как правило, эти согласования получить просто при соблюдении несложных условий: шлагбаум должен находиться именно на территории придомового земельного участка, он не сужает проезд к дому и изготовлен из легко открывающейся конструкции. Проще говоря, он в любое время дня и ночи, если это потребуется для проезда служебной техники, должен работать.
Если эти условия не будут соблюдены, шлагбаум могут демонтировать.

Олег Мартин, руководитель регионального отделения Всероссийского союза автомобилистов:
- Владельцам машин советую уйти в отпуск на три года, до Чемпионата мира по футболу. Мы обсуждаем в нашей организации, ЧТО планируется сделать с городской дорожной инфраструктурой к этому событию, и делаем вывод: вряд ли произойдет какое-либо улучшение на дорогах. Многие советуют пересаживаться на велосипед, но я лично боюсь садиться на него и ехать по нашим дорогам. Скоростной режим и транспортная плотность вызывают опасения за собственную жизнь. Хотя, если люди живут в нескольких кварталах от места работы, а там есть условия парковки двухколесного транспорта, то велосипед – отличное решение многих проблем на дорогах. Для людей, которые работают в центре, а живут за городом, неплохо было бы увеличить количество общественного транспорта с новым маршрутом. Помимо этого необходимо строить дороги и расширять старые улицы. И делать это нужно так, чтобы не усугубить проблемы, связанные с дорожной инфраструктурой.

Антон Белкин, начальник отдела продаж «KIA-центр» на Московском шоссе:
- Я крайне редко застреваю в пробках, потому что пользуюсь навигатором и ищу легкие, быстрые пути, чтобы преодолеть длинные дорожные дистанции. А людям советую, во-первых, приобретать комфортные автомобили, чтобы время в пробках не казалось таким утомительным. Во-вторых, чаще пользоваться метрополитеном и трамваями. И, наконец, выбирать правильные маршруты, чтобы не влипнуть в затор. Самое главное в этом деле – что бы не происходило, не нарушать правила дорожного движения.

Аркадий Лазарев, лидер общественного движения «Дорога63.РФ», член общественного совета при департаменте благоустройства г. Самара:
- Мы сами не знаем, что с этим делать. Действительно, все стоит: Московское шоссе, улица Ново-Садовая, Победы и Гагарина перегружены. Поменьше пользоваться автомобилем. А если и пользоваться, то либо вечером, либо рано утром. Просто метро – это нее всем удобно. С трамваями тоже проблемы. Если раньше они вставали только в час пик, то сейчас постоянно. Вот как лето начнется,  можно пересаживаться на велосипед, тем более что в Самаре планируется строительство велодорожек вдоль Московского шоссе.

Роман Еремкин, руководитель спортивно-туристического клуба «ВелоСамара»:
- На самом деле существует несколько вариантов решения этой проблемы. Первый – пользоваться трамваем, потому что ему пробки не страшны, за исключением тех случаев, когда «особо умные» водители не встают на трамвайные линии. Второй – пересаживаться на двухколесный транспорт. Лично я от пробок вообще не страдаю, потому что объезжаю их на велосипеде. Я им пользуюсь всегда, в любой сезон, при любой погоде, в любое время суток. Ведь это индивидуальный фитнес и существенная экономия времени, которое я трачу на дорогу до работы. Существуют проблемы с использованием двухколесного транспорта – это дресс-код на работе и отсутствие безопасного места для парковки. Но эти вопросы легко можно решить с начальством. Если рассказать им о своей проблеме, что негде оставить велосипед, а также обсудить дресс-код, то уверен, руководство пойдет к вам на встречу.

Рашид Баталов, водитель со стажем:
- Знаю одно: самый короткий путь – ехать прямо. Я не объезжаю пробки, потому что двигаться через дворы или по каким-нибудь проездам очень неудобно и опасно. Вдруг навстречу выедет другой автомобиль. И придется целый день простоять там, потому что разъехаться не смогли. А так, тише едешь – дальше будешь. Лучше проезжать по знакомому пути. Я так делаю и всем советую.

Соседи
В Тольятти с самого начала проектировали широкие магистрали, многополосные улицы, чтобы избежать пробок. Но время берет свое. Число жителей растет, а значит, растет и количество автотранспорта на дорогах. Время, когда работники «Автоваза» возвращаются со смены домой, по праву считается самым проблемным. Тогда появляются заторы на Южном шоссе, на многих перекрестках и кольцах Автозаводского района. Тем не менее, ситуация не такая плачевная, как в Самаре, где сейчас стоят все важные транспортные узлы и улицы, которые соединяют центр города и удаленные районы.
- В Тольятти с пробками борются путем расширения старых дорог и строительством новых, - рассказывает известный урбанист, помощник депутата Думы г.о. Тольятти Валерий Трубин, - Планируются развязки на Жигулевском море, на повороте с Хрущевского шоссе в сторону ТЦ «Парк Хаус» и на повороте с Обводного шоссе на Южное. Чтобы решить проблему с пробками у нас в городе делают следующее. Во-первых, убирают дорожные кольца. Во-вторых, выделяют дорожные полосы для муниципального транспорта - автобусов и троллейбусов. В-третьих, уменьшают количество коммерческих маршрутов на дорогах. С помощью таких простых мер на сложных отрезках становится меньше автомобилей, а следовательно а вместе с ними исчезают и заторы.

Кстати
Для тех, кто любит езду с ветерком, в Самаре работает «Байк-такси». Скажем сразу, удовольствие не из дешевых. Минимальная стоимость поездки – 400 рублей. Это на 10 км, дальше – уже дороже. Час поездки на мотоцикле стоит 1200 рублей. Байк-такси может привезти и отвезти в любой район Самары и за ее пределы, к примеру, на Красную глинку. И цена устанавливается такая же, как за час, то есть 1200 рублей. Ели же ехать за город, не успеешь управиться за 60 минут, поэтому стоимость поездки на мотоцикле устанавливается водителем «Байк-такси».

Советы доктора Бубнова
- Как не получить тепловой удар, стоя в пробке?
- Нужно брать с собой в дорогу бутылку простой воды. Если почувствуете, что температура растет, понемногу пить мелкими глотками. Лимонады не подходят, они плохо восполняют потерю влаги. Если у вас есть проблемы с сердечно-сосудистой системой, держите в машине сосудорасширяющие средства. Например, нитроглицерин. Важно, чтобы таблетки были под рукой, до автомобильной аптечки в пробке (и с болью в сердце) добраться сложно.

- Как обезопасить детей от теплового удара в автомобиле?
- Во-первых, в жаркие дни желательно не брать детей в поездки по городу. Они острее реагируют на жару. В остальном рецепт тот же: давать воду, обтирать водой грудь и голову.

- В пробках стоят не только автомобили, но и общественный транспорт. Что делать, если кому-то из пассажиров станет плохо?
- Во-первых, вывести (или вынести) человека на воздух. Положить в тень. Расстегнуть верхние пуговицы одежды (если речь идет о даме, предупредите окружающих, что оказываете первую помощь, иначе это могут неверно истолковать). Если человек уже в обмороке, помогает точечный массаж: нужно с определенной периодичностью сжимать ногтевые фаланги пальцев рук. От этого растет артериальное давление. Но, чтобы этот способ помог, нужно обладать навыками оказания такой помощи, в исполнении неопытного человека массаж не принесет результата.

Мнение
Алексей Головань, пчеловод:
- Судя по тому, как в этом сезоне развиваются пчелы и как хорошо в последнее время растут травы, можно сказать, что лето в этом году будет жаркое, но при этом не засушливое. Это хорошо для урожайности, но не очень приятно для городских жителей. Тем, кто часами будет стоять в пробках, конечно, придется несладко. Правда, и такого ужаса, как в 2010 году, быть не должно. Осадки, скорее всего, будут выручать. В любом случае я бы рекомендовал всем, у кого есть возможность, проводить больше времени на природе, где жара переносится проще, и по возможности избегать попадания в автомобильные пробки, искать пути объезда.

Роман АРСЕНИН,
Кирилл ВОЛОВИК,
Евгений ЗОЛОТУХИН