Откуда берутся Patriot'ы

Известный голландский диджей Сандер ван Дорн в этом году выпустил клип Gold Skies («Золотые небеса»). Песня быстро завоевала популярность во всем мире, на видеохостинге «Ютуб» ее посмотрели почти 18 миллионов человек.

Российские любители музыки успели заметить, что главные герои клипа, снятого в Исландии, передвигаются на легендарном полноприводном автомобиле «УАЗ-452», более известном как «Буханка» или «Таблетка». С начала серийного производства этой модели прошло почти полвека, а она по-прежнему незаменима в условиях бездорожья.

Ульяновский автомобильный завод 30 ноября этого года отметил свое 73-летие. В связи с этим журналисты и блогеры Самарской области получили прекрасную возможность совершить визит на предприятие. В экскурсию было включено посещение главного конвейера УАЗа, заводской музей трудовой славы и выставочный комплекс.

Сегодня знаменитое предприятие, эвакуированное в Ульяновск из Москвы во время Великой Отечественной войны, находится на пороге перемен. Модернизируются производственные площадки. Главный конвейер производит приятное впечатление. Совсем недавно стартовали продажи обновленной модели UAZ Patriot. Внедорожник теперь предназначен не только для проживающих в сельской местности, охотников и рыболовов, но и для езды в городе.

То есть, машина полностью универсальна. «Патриот» пользуется спросом и в ряде зарубежных стран. На заводе надеются, что поддержка отечественных производителей, появившаяся в России после западных санкций, коснется и отечественного автопрома. Кстати, предприятие до сих пор активно реализует свою продукцию и на внешних рынках.

Экскурсию по главному конвейеру провел начальник цеха сборки и сдачи автомобилей Игорь Клещенко. Он честно признался, что сам ездит на иномарке и менять ее пока не собирается. Но отметил, что кузов «Патриота» гораздо надежнее, чем у Toyota Land Cruiser.

В выставочном комплексе завода представлены модели УАЗ, выпускавшиеся на протяжении всей истории. Все экспонаты на ходу и постоянно принимают участие в различных праздничных мероприятиях. Ульяновск, как и Самару, по праву можно назвать городом трудовой славы: сюда было эвакуировано несколько ведущих предприятий страны, в том числе и московский автозавод имени Сталина. В начале 1942 года завод выпустил первую продукцию – столь необходимые фронту авиационные снаряды.

А в мае того же года были собраны первые пять грузовых автомобилей «ЗИС-5» (знаменитая «трехтонка»). С 1947 по 1951 год на УАЗе выпускалась не менее известная «полуторка» «ГАЗ-АА», также представленная в выставочном комплексе. В 1951 году вышел приказ о прекращении автомобилестроения в Ульяновске. На протяжении трех лет завод занимался секретными разработками и выпуском товаров народного потребления. Затем предприятие стало специализироваться на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.

Внедорожники «ГАЗ-69» быстро завоевали мировой рынок благодаря надежности и неприхотливости в эксплуатации. Здесь же хранится и один из первых образцов знаменитой «Буханки», на борту которого красуется старый логотип завода. Сотрудники УАЗа гордятся еще одной разработкой. Это уникальный автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар», производившийся в 1976-1990 годах на базе агрегатов автомобиля повышенной проходимости УАЗ-469.

По суше он может двигаться со скоростью до 100 километров в час, по воде – до 10 км/ч. Под полом кузова, перед задним мостом находятся два гребных винта. На плаву автомобиль управляется поворотом передних колес, которые выполняют функцию рулей. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге до Астрахани и обратно. По словам директора музея Оксаны Морозовой, жители приволжских районов, увидев плывущую по Волге машину, подумали, что в этом месте есть брод.

«Ягуар» был оснащен помпами для откачки жидкости, поэтому если машина после «водных процедур» заезжала в город, могла устроить небольшой потоп на улице. Подобные машины-амфибии разрабатывались и на других ведущих советских автозаводах. Ульяновский образец был принят на вооружение. Но в 1991 году перспективы военного заказа оказались под вопросом, и руководство завода решило прекратить подготовку к серийному производству.

В музее истории и трудовой славы завода хранятся раритетные фотографии времен основания предприятия, личные вещи передовых работников завода, награды и дипломы.
Общее впечатление от посещения завода позитивное. Пусть некоторые корпуса уже не будут снимать для презентации компании, но работа кипит, каждый занят своим делом, агитационные плакаты призывают гордиться своим предприятием. Невооруженным глазом видно, что сегодня УАЗ не нуждается в такой огромной территории.

Поэтому принято решение сократить общую площадь завода с 312 до 50,2 гектара. Часть освободившегося места пойдет под строительство жилья. Руководство завода активно освобождается от непрофильных активов предприятия: продаются офисные помещения в здании заводоуправления, база отдыха, недостроенный пионерлагерь, нефтебаза и цех.

Андрей САЗОНОВ