Путешествие к последней ветряной мельнице

Целью очередной познавательной поездки по области мы с друзьями выбрали село Бариновка Нефтегорского района, что примерно в 70 км от Самары. Главная достопримечательность Бариновки – единственная сохранившаяся в регионе ветряная мельница.

Как утверждают историки, она была построена в 1848 году и принадлежала Петру Артамову (псевдоним землевладельца и литератора Владимира да ла Фит Пельпур). Часть жерновов для мельницы привезли с Урала, часть - из Франции. Жернова из местного известняка, которые изготавливали на территории современного Сызранского района, были слишком мягкими и не могли дать высококачественного помола.

По другой информации, мельниц в Бариновке раньше было две, и какая из них сохранилась до наших дней – неясно. Как бы то ни было, ветряная мельница успешно работала более сотни лет, в 60-х годах XX века ее даже модернизировали, подключив к электричеству, и она стала попеременно работать то от электродвигателей, то от энергии ветра. Но вскоре в соседнем селе Утевка построили большую современную мельницу, и ветряная стала никому не нужна. В начале 80-х годов ее признали памятником деревянного зодчества и частично отреставрировали. Мы же решили выяснить, как сложилась дальнейшая судьба мельницы, и как она выглядит сегодня.

Два моста через Самару
Кратчайшая дорога до Бариновки проходит через Южный мост, но чтобы как-то разнообразить нашу поездку, мы решили покинуть Самару по недавно открытому Кировскому. Из-за снежных наносов его ширина уменьшилась с шести до четырех полос, правда, автомобилей на нем крайне мало, так что это никому не мешало. Лишь в одном месте мы заметили скопление машин на обочине: по всей видимости, здесь собрались любители зимней рыбалки.

Проехав мимо поселка Черновский, мы оказались на Самарской обводной дороге. Теперь нужно было свернуть с нее в сторону села Спиридоновка. Там находился еще один мост через Самару, на который я предложил взглянуть, хоть это было нам и не по пути. Сначала от села в сторону реки вела хорошая асфальтовая дорога. За сотню метров до моста она неожиданно оборвалась, и перед нами пролегла разбитая колея. То, что мы увидели в конце этой колеи, лишь с большим трудом можно назвать мостом: узкий, зияющий широкими щелями настил без намека на перила или бортики, возвышающийся надо льдом едва ли на метр. Остается лишь дивиться, как его не уносит в половодье! (Хотя, как знать, может и уносит, но его каждый раз восстанавливают…)

Удивительно, за ту пару минут, что мы любовались с обочины этим чудом инженерной мысли, мимо нас проехало с десяток машин, легковых и грузовиков! Пересечь мост они могли только по очереди, так как его ширина не позволяла разъехаться двум автомобилям. В общем, мост откровенно не внушал нам доверия. И тем не менее, мы решили по нему проехать. Пропустив несколько встречных машин, мы въехали на переправу.

Авария
Когда наш автомобиль въехал на мост, загрохотали железные листы, которые служат покрытием моста. До противоположного берега осталось каких-то метров пять. Вдруг под задними колесами раздался громкий треск. Мы почувствовали удар и выскочили из машины. Задний бампер волочился по земле, а под ним валялся оторванный глушитель. Видимо, мы зацепились им за головку одного из болтов, которыми соединены листы мостового покрытия.

Пока на скорую руку привязывали бампер на место, на обоих берегах скопились очереди из автомобилей.
Возиться пришлось не долго. Вскоре движение восстановилось. Мы припарковались у обочины, а я вернулся к мосту, чтобы еще раз осмотреть место аварии. Под тяжестью автомобилей железные листы выгибались, их края приподнимались на несколько сантиметров. Однако все благополучно проезжали этот опасный участок. Похоже, нам просто не повезло. К счастью, повреждения оказались не столь существенны, и через двадцать минут мы вернулись на маршрут. Дальнейший путь до Бариновки обошелся без происшествий.

Мельница с одним крылом
Ветряную мельницу можно увидеть с дороги за пару километров до села. Впрочем, если знать, куда смотреть: она мало выделяется на фоне окружающих ее сельскохозяйственных построек, амбаров и высоких зерновых токов. Мы свернули с трассы, остановили машину и по неглубокому снегу подошли к мельнице. По имеющимся данным, ее высота составляет 15 метров. В реальности она не показалась мне такой высокой. Ее нижний ярус представляет собой шестиугольник шириной 12 метров с небольшой пристройкой, над основанием возвышается усеченный конус высотой 9 метров. Венчает все сооружение поворотная конструкция с пирамидальной крышей. Через верхнюю ее часть проходит массивный железный вал, на котором когда-то были закреплены четыре крыла мельницы. В последние годы мельничные лопасти стали исчезать одна за другой: в 2010 году, судя по фото, их было три, летом 2012-го – две, теперь же единственная сохранившаяся понуро свисает вниз, сливаясь с серыми стенами мельницы. Деревянная обшивка нижнего яруса почти полностью отсутствует, так что при желании можно без труда проникнуть внутрь. Что мы и сделали.

Первое, что бросилось в глаза – это исполинский деревянный вал, установленный вертикально в центре мельницы. Его диаметр почти метр! Под ним расположены рамы для жерновов. Когда-то их было три: на двух мололи муку, а на третьем рушили просо, но до наших дней дожили только два жернова. Оказывается, эти камни имеют даже собственные имена: «Сокол» и «Орел». У одной из стен сохранилась ведущая наверх лестница, но подняться по ней мы не рискнули. Увы, больше ничего особо примечательного ни внутри, ни поблизости не обнаружилось. Если бы мельницу отреставрировать, да немного облагородить прилегающую территорию, она могла бы послужить базой для создания интересного музея. А пока этот уникальный для Самарской области памятник деревянного зодчества разрушается буквально на глазах.

P.S. На обратном пути нам довелось проехать по еще одному мосту через Самару – Южному. По сравнению с его колдобинами даже железные листы переправы близ Спиридоновки показались нам не такими ужасными. Где уж тут думать о восстановлении каких-то ветряных мельниц, если у властей не хватает денег, чтобы привести в порядок даже главный въезд в город.

Валерий ГРИГАНОВ