Фактура

"Самара-Арена" захрустела

"Самара-Арена" захрустела

Сегодня, 17 февраля, источник новостного сайта News163.ru сообщил, что на "Самара-Арене", цитата: "лопнули две несущие балки". Речь идёт о конструкциях, которые держат купол спортивного сооружения. Всех, кто был в этот...
17.02.2021

Культура

Переход из весны в лето: ф...

Переход из весны в лето: ф...

Четвёртый по счёту фестиваль этнической музыки "Красная собака" состоится 12 - 1...
15.04.2021

Город ZERO

Город «для остальных»...

Город «для остальных»...

Мэрия Самары и жители этого российского мегаполиса живут в разных городах. Допускаю, что даже на разных планетах. Поскольку, я никогда не работал...
28.12.2020
Мы в социальных сетях:

На православной карте старинное село Съезжее занимает одно из самых почетных мест. Свою историю оно ведет с 1787 года. Его коренные жители – мордва-эрзя – переселились сюда из-под Пензы. В XIX веке был построен храм в честь Святых Бессребреников Косьмы и Дамиана Ассийских (в советское время разрушен, сейчас в стадии реконструкции). Но самое главное, в окрестностях села находится так называемое Святое озеро – по утверждению верующих, необычайной целительной силы.

В 2006 году на его берегу возведена часовня. Каждый год в дни празднования Казанской иконы Божией Матери, 21 июля и 4 ноября, сюда стекаются паломники со всех концов Самарской области, России и Зарубежья. По их рассказам, святая вода лечит суставы, травмы позвоночника, избавляет от никотиновой и алкогольной зависимости, возвращает зрение и помогает парализованным.

Зачем ждать двух дат в году? Святое озеро доступно в любой день и в любую погоду. Кроме купального наряда и благочестивого настроя, требуется лишь вера.

А что мешает вам поверить в чудо собственного исцеления?

От Самары до Съезжего – около двух часов езды по асфальтированной дороге.


Журналисты отправились на Святое озеро рядом с селом СъезжееСвинарка и Богородица

Одиннадцать утра. Крестный ход от села до Святого озера еще не дошел, но число паломников уже впечатляет. Правда, холодный ветер заставляет усомниться в том, что сегодня 21 июля, а не 4 ноября. Не только бабушки, но и молодые одеты в куртки. Наверное, не у меня одной возникает мысль: «Сейчас – в воду?..»

Рядом идут две старушки из Отрадного. Одна из них опирается на костыль.

«Далеко ли до озера? Водицы набрать...» - «А самим окунуться?» - «Не-ет, дочка, - зябко ежатся они. – Возраст не тот. Застудиться можно». – «В Святом озере?..»

Старушки (оказавшиеся на редкость здравомыслящими) в ответ лишь улыбаются и качают головами.

Минуем часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери – из серого кирпича, с голубой отделкой и золотым куполом. Праздничная поляна как на ладони. В центре – огороженный разноцветными флажками зал под открытым небом и скамьи для зрителей. Коммерция весьма скромная: всего одна торговая точка.

Местом массового паломничества это озеро стало сравнительно недавно. В разгар советской власти тут приключилась громкая история, доставившая  немало хлопот поборникам атеизма. Согласно легенде, январским утром 1958 года работница свинофермы Зоя Гордеева спустилась к проруби, чтобы набрать воды для животных, и стала свидетельницей явления Богородицы. Досель безвестный водоем нарекли Святым озером. Толпы страждущих потянулись сюда за исцелением. Местные власти не раз пытались уничтожить озеро и запретить паломничество. Но, как легко догадаться, это лишь способствовало его популярности. 

Местные власти не раз пытались уничтожить Святое озеро и запретить паломничество. Но, как легко догадаться, это лишь способствовало его популярности«С Божьим благословением»

Паломников встречает плакат: «Дорогие братья и сестры! Не святотатствуйте возжиганием сигарет, включением музыки, разведением костров, нетрезвым видом, разбрасыванием мусора и другими непотребностями».

Любопытен порядок «грехов»: скорее всего, по их популярности среди приезжих, чем по силе. Такие новички, как я, в некотором смущении узнают: «Мужчинам и женщинам должно быть одетым подобающе православным христианам: мужчинам – в брюках с непокрытой головой (а если дождь?), женщинам – в скромных юбках с платком на голове. После купанья не расхаживайте в купальной одежде по берегу озера, сразу оденьтесь. Женщинам прилично окунаться в Святое озеро в сорочке».

Последняя фраза меня особенно удручает. В мирской жизни я как-то не привыкла брать на пляж сорочку. Запоздало понимаю, грешница, что здесь – особенный пляж. Но не возвращаться же в Самару! Удивительное свойство человеческой натуры: только что мерзла на ветру и сомневалась - окунаться или нет? Но теперь преисполнилась решимости - непременно окунусь. Как же так, быть у святой воды – и не искупаться?!

Деревянные мостки почти пустуют. Две женщины (по виду – мать и дочь) выходят из воды. На них яркие накидки, облепившие тела, волосы сбились набок, как у русалок. Лица счастливые.

«Девушки, как водичка?»

"Хорошая, теплая!" - радостно отвечают они.

Им сразу веришь.

Эх, была - не была... Прикрывшись курткой, дохожу до лестницы, а окунаюсь уже в одном купальнике. Никаких кар – ни людских, ни небесных – не следует. А вода действительно – чудо! Теплая-теплая. Ласково обнимает и не хочет выпускать.

- С Божьим благословением! – с чувством говорит одна женщина, опускаясь в воду.

Людмила Юрьевна из Чапаевска уже третий раз принимает здесь целительные процедуры. Колени болят, а как окунется – на длительный срок отпускает.

Возле мостков – песчаное дно. Особенно чистой воду не назовешь – нормальное озеро конца июля. Комаров и мошек нет, но в такой ветер это неудивительно.

«Золотой свет», увы, мне не открылся. Насчет того, что вода «хранится десятилетиями и приятна на вкус и запах» – каждый желающий проверит сам. Я в это слабо верю, а по вере дается. Однако купание получилось приятным.

Возле одной-единственной раздевалки мерзнет толпа женщин, кутаясь в накидки и куртки не столько благочестия ради, сколько от пронзительного ветра. Место святое – мы не ропщем. Претерпеваем, как первые христиане. Не исключено, что это сделано с умыслом – дабы избежать лишнего комфорта.

Не буду врать, что, окунувшись в «Святое озеро», стала рекордсменкой мира по здоровью. Где-то через полчаса у меня внезапно разболелось колено – старая травма. Я еще подумала: «Ничего себе, оздоровилась...» Однако длилось это ровно пять минут и бесследно исчезло. Что мешает мне поверить, что боль ушла навсегда?

Купание в 19 веке

Тамара из села Рождествено подсказывает мне:

- А вы желание загадали? Вон дерево с ленточками. Я сама заранее не знала, не припасла. Пришлось салфетку повязать.

Решаюсь расстаться с носовым платком. Когда подхожу к дереву, понимаю, что мое решение не оригинально: почти все ветви «расцвели» именно платками. Самых разных размеров и качества. Сразу ясно, где мужские желания, а где – женские.

Около полудня появляется Крестный ход. Священников много, человек десять, и все в праздничном облачении. Среди них – епископ Кинельский и Безенчукский Софроний. Светловолосый парнишка в рясе, совсем молоденький на вид, стоит поодаль, и ветер треплет черный подол его рясы. Семинарист, послушник, монах?..

У озера теперь не протолкнуться. Экскурсионные тети считают детей по головам:

«Так, четверо со мной, быстро! Следующим приготовится».

Это уже не причащение к благодати, а какой-то водный десант.

В целом картина напоминает купание крестьянок в 19 веке. Так и хочется написать: «Бабы и девки, целомудренно прикрывшись, совершали святое омовение под заботливым оком их духовных отцов...»

Впрочем, среди накидок и сорочек встречаются не просто открытые купальники, а нижнее белье, причем, у дам весьма почтенного возраста и комплекции. Одна бабуся с бутылками святой водицы в руках высказывает мне: «Зачем снимаешь нас, миленькая? Твоей душе это ничего не даст!» Лицо у бабуси закаленное в схватках, но сейчас она говорит без агрессии и тотчас умолкает, как только я опускаю фотоаппарат.

Сообразительный народ, игнорируя раздевалку, расположился под кустами за одеялами. Для желающих угоститься – бесплатное горячее питание. В тарелках каша, пюре, даже что-то мясное. Тех, кто стоит за обедом, я про себя окрестила «истинными паломниками». Сразу  представляешь, что эти люди – издалека, ко всему привычны, не очень удачливы в жизни (согласно стереотипам), а по собственному ощущению, скорее всего, в ладу с собой и Богом.

Что думают местные

Лидия Ивановна из села Съезжего о легенде отзывается так:

- Вода действительно целебная, но свечение и прочее – это выдумки. Кроме Зои, никто не видел. Муж мой так говорил: «Январское утро, понятно, холодно – поддала на своей свиноферме, чего уж греха таить!..»

Любопытно, что изначально упоминалось просто «январское утро», но в буклете, раздаваемом в этом году у Святого озера, история обросла подробностями: «В самый разгар хрущевских гонений на Церковь, в 1958 году, в день Крещения Господня 19 января...» Теперь, попробуй, возрази, что было не 19-е, а скажем, 22-е! Легенде – как светской, так и церковной – нужны красивые детали. 

- Власти озеро невзлюбили, это правда, - кивает Лидия Ивановна. – И засыпать пытались, и отходы со свинофермы сливали, а оно все равно очищается. Мы, местные, тоже в нем купаемся. Только не здесь, а выше.

С импровизированной сцены выступает хор Владимира Ощепкова с духовными и народными песнопениями, а за ним хореографический коллектив «Грация». Особенно удачен башкирский танец «Кукушка» – со смыслом и юмором. Солистка – девочка в сером платьице – просто очаровательна. Зрители долго аплодируют.

В первом ряду сидят два священника. Если не ошибаюсь, артистическое искусство с точки зрения церковных догматов считается лицедейством и грехом. Особенно если танцовщица ярко накрашена и сияет улыбкой, не приличествующей отроковице... То ли догматы пошатнулись (что можно только приветствовать), то ли батюшки либеральные, то ли праздник сегодня такой, что все прощается.

В таком случае и я прошу прощения за свой мирской взгляд. Но так ли уж важно, что открылось свинарке Зое в то январское утро? Теперь у многих людей есть, как минимум, надежда на исцеление.

А это уже немало.

Автор текста: Анна ШТОМПЕЛЬ

 

Материал обновлён 06.05.2021 года, 19:48 по Москве. Статья отформатирована, добавлен новый заголовок, добавлены тэги, описание фотографий, заполнены мета-тег Description и мета-тег Keywords. 

 
36-й
кадр

Фотовзгляд
Юрия
Стрельца